Оверклокингом процессора, или разгоном процессора, называется процесс увеличения тактовой частоты, с которой работает процессор. Традиционно оверклокинг считался уделом настоящих компьютерных фриков, но со временем производители оборудования слегка упростили этот процесс. Оверклокинг позволяет существенно улучшить производительность компьютера. Следует помнить, что неправильно проведенный разгон компьютера может привести к повреждению аппаратного обеспечения. Если вы хотите максимизировать производительность своего компьютера, то вам необходимо разогнать процессор. При разгоне процессора понемногу, небольшими долями, увеличивается тактовая частота, и при каждом таком увеличении проверяется стабильность компьютера, а также температура процессора. Как только компьютер начинает работать нестабильно или температура процессора достигает максимального значения, процесс останавливают. Если процессор слишком сильно нагревается, то необходимо уменьшать тактовую скорость настолько, чтобы процессор работал при благоприятных температурах, и оставить ее на том уровне. Если процессор не перегревается, но работает нестабильно, то вам необходимо увеличивать подаваемое на него напряжение, чтобы он работал стабильнее при выбранной тактовой частоте либо снизить тактовую частоту до максимально стабильного значения. Если вы решите разгонять процессор дальше, добавляя больше напряжения, то вы должны будете убедиться, что температура не повышается, поскольку повышенная мощность, подаваемая на процессор, увеличивает выделяемое процессором тепло. Чрезмерная подача мощности на процессор или его эксплуатация на повышенных температурах в течение длительного времени может повреждать его. Если вы хотите научиться разгонять свой компьютер, то читайте эту статью далее.

Шаги

Подготовка

    Изучите основы оверклокинга. Оверклокинг - это процесс увеличения тактовой частоты и напряжения процессора с целью увеличения производительности компьютера. Это отличный способ получить максимальную производительность от системы или «разблокировать» дополнительную мощность на бюджетных или старых компьютерах.

    • Оверклокинг может повреждать компоненты системы, особенно если они не предназначены для работы с повышенным напряжением. Разгонять систему следует лишь в том случае, если вас устраивает риск возможного повреждения или поломки аппаратного обеспечения.
    • Даже две одинаковых системы с одинаковым аппаратным обеспечением не могут быть разогнаны одинаково. Это связано с тем, что на оверклокинг существенно влияют даже небольшие отклонения в производственном процессе. Не полагайтесь на результаты разгонов похожих компьютеров, которые вы нашли в интернете - разгон во всех случаях индивидуален.
    • Если в первую очередь вы хотите производительность системы в компьютерных играх, то можете попробовать разогнать графическую карту , так как это даст наилучшие результаты.
    • Ноутбуки чаще всего - не самые хорошие кандидаты для разгона, поскольку возможности охлаждения в них ограничены. Более высокую производительность системы можно получить на персональных компьютерах, на которых лучше контролируются температуры.
  1. Загрузите необходимые инструменты. Вам понадобится несколько инструментов для бенчмаркинга и стресс-тестирования, чтобы должным образом оценивать результаты работы при разгоне системы. Эти программы проверяют производительность процессора, а также его способность поддерживать эту производительность на высоком уровне в течение длительного времени.

    • CPU-Z - это простая программа-монитор, которая позволяет быстро просматривать тактовую частоту и напряжение в Windows. Она не осуществляет каких-либо действий с системой, но действительно проста для отслеживания состояния компьютера, позволяя убедиться в том, что все работает правильно.
    • Prime95 - это бесплатная программа для бенчмаркинга, которая широко используется при стресс-тестированиях. Она создана для запуска на длительные периоды.
    • LinX - это еще одна программа для стресс-тестирования. Она легче, чем Prime95, и хорошо подходит для тестирования между каждыми изменениями.
  2. Проверьте свою материнскую плату и процессор. Разные материнские платы и процессоры имеют разные возможности для разгона. Если сравнивать возможности для разгона, например, у AMD и Intel, то они также могут отличаться, однако в целом процесс одинаков. Самое главное, что вам нужно будет проверить перед началом разгона - это разблокирован умножитель или нет. Если умножитель заблокирован, то вы сможете изменять только тактовую частоту, которая, как правило, дает более низкие результаты разгона.

    • Многие материнские платы предназначены для оверклокинга, а поэтому должны давать полный доступ к параметрам для разгона. Изучите документацию к комплектующим вашего компьютера, чтобы узнать возможности вашей материнской платы.
    • Некоторые процессоры склонны к более хорошему разгону, чем другие. Например, линейка "K" процессоров Intel i7s создана специально для оверклокинга (Intel i7-2700K и далее). Модель процессора вы сможете узнать, нажав ⊞ Win + Pause - вся информация приводится в разделе «Система» («System»).
  3. Запустите базовый стресс-тест. Перед началом разгона системы запустите стресс-тест с использованием базовых настроек. Это даст вам основу для сравнения, с которой вы сможете сравнивать все последующие результаты разгона системы, а также покажет, есть ли какие-либо проблемы с базой в настройках. Эти проблемы необходимо ликвидировать еще до разгона компьютера, поскольку такой разгон может быть опасен.

    • Проверьте температуру во время стресс-теста. Если температура выше 70°C (158°F), то, скорее всего, вы не сможете получить много при разгоне, так как температуры работы системы могут быть небезопасны. Вы можете нанести новую термопасту или установить новую систему охлаждения.
    • Если система не проходит даже базовый стресс-тест, то, скорее всего, у вас есть какие-то проблемы с оборудованием, которые необходимо решить перед началом оверклокинга. Протестируйте оперативную память , чтобы увидеть, есть ли какие-либо ошибки.
  4. Запустите стресс-тест. Перезагрузите компьютер и запустите стресс-тест. Если во время стресс-теста компьютер работает без ошибок, то вы можете попробовать увеличить значение умножителя еще раз. Повторяйте этот процесс стресс-тестирования и увеличения умножителя до тех пор, пока система работает стабильно.

    Внимательно следите за температурами. Обязательно проверяйте температуру во время разгона. Вы можете превысить допустимые температуры прежде, чем система станет работать нестабильно. Если это так, то вы достигли максимально возможного разгона. В данном случае лучше всего будет найти баланс между увеличением базовой частоты и значением умножителя.

    • И хотя для каждого процессора есть свои предельно допустимые температуры, обычно не рекомендуется превышать температуру 85°C (185°F).
  5. Повторяйте процесс до тех пор, пока не достигнете пределов, и компьютер не станет работать нестабильно. Настройки должны быть такими, чтобы компьютер работал лишь слегка нестабильно. Если температуры остаются в безопасных пределах, вы можете начать корректировку уровня напряжения, что позволит еще немного увеличить производительность.

Повышение напряжения

    Увеличьте напряжение ядра процессора. Оно может называться «Vcore Voltage». Повышение напряжения ядра за пределы допустимого может повредить оборудование, именно поэтому данная часть процесса разгона компьютера является потенциально опасной. Каждый процессор и материнская плата могут работать с различными повышениями напряжения, именно поэтому уделите особое внимание температуре на данном этапе.

    • При повышении напряжения процессора, увеличивайте его долями по 0,025. Любые повышения сверх этого значения могут быть опасны и повредить компоненты системы.
  1. Запустите стресс-тест. После первого увеличения напряжения запустите стресс-тест. Поскольку после предыдущих манипуляций система осталась в нестабильном состоянии, необходимо, чтобы стресс-тест после изменения напряжения показал стабильность работы. Если система работает стабильно, убедитесь, что температуры находятся в допустимых пределах. Если система все еще остается нестабильной, попробуйте уменьшить значение умножителя или базовую частоту.

    Вернитесь либо к изменению базовой частоты, либо к изменению умножителя. После того, как вы смогли добиться стабильности системы путем увеличения напряжения, вы можете вернуться к повышению базовой частоты или умножителя. Увеличивайте их понемногу, запуская стресс-тесты до тех пор, пока система вновь не станет нестабильной.

    • Поскольку именно настройка напряжения повышает температуру, вашей целью будет максимизировать базовую частоту и значение мультипликатора так, чтобы получить максимальную производительность при минимально возможном напряжении. Для этого может потребоваться множество попыток и тестов, проб и ошибок прежде, чем вы попробуете все комбинации и найдете идеальную.
  2. Повторяйте цикл до тех пор, пока не достигнете максимума температуры или напряжения. В конце концов, вы дойдете до той точки, в которой никакие параметры уже повышать нельзя, поскольку температура или напряжение достигли небезопасного уровня. Именно этот уровень и является предельным для вашей материнской платы и процессора, больше этого вы, скорее всего, не сможете увеличить производительность системы.

    • В целом, вы не должны поднимать напряжение более чем на 0,4 выше начального уровня, и более чем на 0,2 если вы используете обычную систему охлаждения.
    • Если вы достигли температурных пределов раньше, чем предельного напряжения, то вы сможете разогнать систему, только если улучшите систему охлаждения компьютера. Вы можете установить мощную систему охлаждения и кулеры или приобрести более дорогие, но более эффективные системы жидкостного охлаждения.

Финальное стресс-тестирование

  1. Вернитесь к последним безопасным настройкам. Уменьшите базовую частоту или умножитель до последних рабочих значений. Именно это и будет новой скоростью вашего процессора, и если вам повезет, то она будет значительно выше первоначальной. Если все работает хорошо, то вы можете начать финальное тестирование.

  • ClockGen (Временно недоступна)

Для мониторинга разогнанной системы чаще всего используют:

  • - базовые сведения о компонентах компьютера
  • Native Specialist - полная ифнформация о процессорах AMD64
  • NextSensor - мониторинг температур и напряжений

Большинство современных видеоадаптеров поддерживают изменение тактовых частот графического процессора (видеопроцессора) из операционной системы. В последних версиях драйверов видеоадаптеров компаний ATI и NVIDIA имеется возможность разгонять видеокарты, не прибегая к помощи сторонних утилит. Для разгона популярных моделей видеоадаптеров из под ОС Windows используются утилиты:

  • - разгон и тестирование стабильности видеокарт NVIDIA
  • ATI Tool - разгон и тестирование стабильности видеокарт ATI, протестировать стабильность можно и видеокарты NVIDIA
  • ATI Tray Tools - разгон и тестирование стабильности видеокарт ATI
  • Furmark - он же "бублик" - тестирование стабильности. загружает систему по максимуму, не рекомендуется использовать даже в штатных режимах со слабыми блоками питания.

Из сторонних утилит для разгона и настройки видеоподсистемы можно выделить популярную программу Powerstrip , поддерживающую множество видеокарт различных производителей.

Разгон ОЗУ (оперативного запоминающего устройства)

Непосредственный разгон ОЗУ сводится либо к повышению номинальной тактовой частоты оперирования микросхем модулей памяти (MEMCLK), либо к изменению задержек основных управляющих сигналов – синхроимпульсов или "таймингов" (от анг. timings – задержки по времени), таких как tCAS#, tRAS#, tRCD# и других. Для достижения более высоких частот оперирования памяти с учетом стабильной работы, как правило, повышают номинальное рабочее напряжение на модулях памяти (VDDIO). Изменение значений частоты MEMCLK и синхроимпульсов возможно в BIOS Setup материнской платы либо из-под ОС Windows с использованием соответствующих программ, например Brain Identifier, AMD OverDrive (для процессоров архитектуры AMD64) MemSet (Intel).

Для постоянной фиксации измененных значений частотно-временных параметров оперирования необходимо прибегнуть к частичному перепрограммированию содержимого SPD (Serial Presence Detect) микросхемы ППЗУ модуля памяти. Для этих целей используется либо аппаратный, либо программный способ. Последний наиболее прост и не требует каких-либо дополнительных приспособлений и устройств программирования. Перезапись и редактирование данных SPD микросхемы ППЗУ, а также модернизация прошивок EPP- и XMP-профилями, модулей памяти архитектуры SDRAM, DDR SDRAM, DDR2 SDRAM и DDR3 SDRAM осуществляется при помощи утилиты Thaiphoon Burner .

Критерий стабильности разогнанных компонентов

Основным критерием стабильности разогнанных компонентов компьютера является их способность выдерживать любую вычислительную нагрузку со статистической вероятностью выдать ошибку в вычислениях, не превышающей таковую для компонентов, эксплуатируемых в штатном режиме. Поскольку в большинстве случаев вычислительная нагрузка на компоненты компьютера намного меньше, чем потенциальная вычислительная мощность, для выявления ошибок в работе разогнанных компонент (нестабильности) применяют специальные тесты.

Повышение стабильности разогнанной системы

Для повышения стабильности разогнанных систем применяют повышение питающих напряжений (и, как следствие, увеличение подаваемой и рассеиваемой мощностей), а также улучшение отвода тепла (охлаждения) и снижение температуры.

Повышение питающих напряжений из BIOS

BIOS большинства современных материнских плат позволяет изменять питающие напряжения процессора (параметры VCore, VCPU), северного моста из набора микросхем материнской платы (параметр Vdd), а также модулей памяти (параметры Vdimm, Vmem). Следует помнить, что поднятие напряжения, особенно при недостаточном охлаждении, может послужить причиной выхода компонента компьютера из строя.

Повышение питающих напряжений путём вольтмода

Иногда диапазона регулировок напряжений, предусмотренных материнской платой, оказывается недостаточно. В этом случае, а также для управления питающии напряжениями графического процессора и памяти видеоадаптеров прибегают к модификации питающих схем (вольт-модификация, вольт-мод от англ. volt age mod ification - изменение напряжения). Для этого в схему питания вносят такие конструктивные изменения, которые приводят к повышению напряжений на выходах этих схем. Зачастую для вольт-модификации достаточно изменить номинал резистора в схеме питания.

Существуют также промышленно выпускаемые устройства для модификации питающих напряжений компонент компьютера.

Используемые оверклокерами системы охлаждения

Воздушные системы охлаждения

Воздушное охлаждение в разогнанной системе

Абсолютное большинство оверклокеров пользуются наиболее доступными, воздушными системами охлаждения. В основе их лежит классический радиатор или кулер .

Радиаторы обычно применяются для охлаждения чипов памяти и чипсетов материнских плат, поскольку обладают достаточно скромными возможностями теплоотвода. Существуют и исключения (например, радиатор Ninja производства фирмы Scythe), когда радиатор с развитой поверхностью теплообмена может применяться для охлаждения разогнанного центрального процессора.

Кулеры , используемые оверклокерами, чаще всего обладают развитой поверхностью теплообмена (превышающей 3000 см 2), а также могут оснащаться крупными (более 80 мм) вентиляторами , тепловыми трубками , термоэлектрическими элементами (элемент Пельтье) или другими приспособлениями, увеличивающими мощность, которую кулер способен рассеять.

Самодельная СВО

Известные торговые марки кулеров, используемых оверклокерами:

Жидкостные системы охлаждения

Второе место по популярности занимают жидкостные системы охлаждения, основным теплоносителем в которых является жидкость. Наиболее часто используются системы водяного охлаждения (СВО), в которых рабочим телом является вода (дистиллированная, часто с различными добавками антикоррозийного характера). Типичная СВО состоит из водоблока (ватерблока , от англ. waterblock ), в котором происходит передача тепла от процессора теплоносителю, помпы, прокачивающей воду по замкнутому контуру системы, радиатора, где происходит отдача тепла от теплоносителя воздуху, резервуара (служит для заполнения СВО водой и прочих сервисных нужд) и соединительных шлангов.

Одним из вариантов жидкостного охлаждения компьютеров является погружение компьютера целиком или его компонентов в масло (предложено Tom"s Hardware Guide).

Прочие (экстремальные) системы охлаждения

Для охлаждения компьютерных компонентов, разогнанных до частот, близких к технологическому пределу, могут применяться экстремальные системы охлаждения . К ним относятся системы, использующие жидкий азот , сухой лёд , различные хладагенты (например, фреон), а также каскадные системы охлаждения. В большинстве случаев обеспечить продолжительное функционирование экстремальных систем охлаждения их создатели не в состоянии, поэтому обычное их применение - получение максимальных результатов в бенчмарках и участие в различных оверклокерских соревнованиях.

Проверка стабильности разогнанных компонентов

Для проверки стабильности разогнанных компонентов компьютера используют ряд программных тестов. Ни один из них сам по себе не гарантирует 100 % стабильности системы, однако, если тест выявил сбой в системе или не может пройти до конца, разгон следует считать неудачным. Большинство тестов создают интенсивную вычислительную нагрузку на различные блоки центрального процессора, системной памяти, графического процессора и набора системной логики. Только комбинация из нескольких тестов может служить основой для уверенности в стабильной работе компьютера. Вот некоторые из наиболее популярных тестов стабильности:

  • Prime95 - Клиент сети распределённых вычислений , обладающий мощным встроенным модулем проверки стабильности системы. Зачастую программа выявляет нестабильность там, где другие тесты проходят без проблем.
  • S&M - Программа тестирует стабильность процессора и системной памяти, при недостаточном качестве охлаждения процессора или проблем с памятью возможно зависание компьютера.
  • SuperPI - Популярный у оверклокеров бенчмарк и тест стабильности, вычисляющий число Пи до заданного количества знаков после запятой.
  • ATI Tool
  • ATI Tray Tools - Программа содержит тестовый модуль, выявляющий артефакты нестабильности видеоадаптера.
  • FutureMark 3DMark2006 - Синтетический тест производительности, интенсивно нагружающий графический и центральный процессоры, используется наряду с другими тестовыми пакетами FutureMark для определения производительности компьютера в игровой трёхмерной графике.

На протяжении развития всего рода человеческого, нашими неотъемлемыми спутниками были камни. Топоры, наконечники стрел… пирамиды в конце-концов! Один кремний чего стоит - ведь именно благодаря ему мы раздобыли огонь. Пускай не так давно, но уже во имя развития компьютерной индустрии в "бронзовом" веке люди решили терзать свои "камни" опять. С чего все началось, мы даже думать боимся. То ли еще с древних Z80, то ли поздней, на серии 286/386 процессоров, в какой то момент некая группа народа открыла для себя новое увлекательное занятие, вернее, стала основателем нового направления - оверклокинг . Слово, собственно говоря, не наше, с английского переводится как "раскрутка". У нас определение приняло немного иной вид - разгон , то есть повышение производительности. О том, что это такое и как оно происходит, мы поведаем в данной статье.

С чего началось

В те славные годы, когда цены на компьютерные комплектующие буквально зашкаливали, процессоры поддавались разгону не так-то просто. Если сейчас разогнать компьютер не составляет практически никакого труда - наличие клавиатуры и соответствующего программного обеспечения позволяют сделать это буквально за несколько минут, - то тогда повышение тактовой частоты происходило с применением паяльника, перестановки джамперов и замыканием ножек у процессоров. То есть в то время разгон был доступен только избранным - смелым, самоотверженным и опытным технарям.

Но разгону поддавались не только процессоры. Следующими стали видеокарты и оперативная память, а совсем недавно энтузиасты добились повышения производительности оптической мыши.

Зачем это надо?

А, собственно, ради чего мы собрались что-то делать? Давайте сложим все плюсы и минусы, дабы понять, а так ли оно нам надо? К плюсам можно отнести следующие пункты:

  • Повышенная производительность еще никогда и ни кому не мешала. Её возрастающее количество точно предсказать нельзя, все зависит от используемых комплектующих. Например, прирост от разгона процессора при мощной видеокарте почти всегда повышает скорость в 3D-приложениях. Хотя, даже не ставя целью повышение производительности в играх, продуктивность компьютера в целом будет распространяться на архивирование, перекодировку, редактирование видео/звука, арифметические вычисления и другие полезные операции. А вот от "тюнинга" памяти выигрыш, скорее всего, будет не такой большой, как от разгона процессора или видеокарты.
  • Многие понятия, с которыми вы познакомитесь в процессе оверклокинга, дадут бесценный опыт.

А вот и другая сторона медали:

  • Есть риск погубить аппаратуру. Хотя это зависит от ваших рук, качества используемых комплектующих и, наконец, умения во время остановиться.
  • Сокращение срока работы разгоняемых комплектующих. Тут, увы, ничего не поделаешь: при повышенном напряжении и весьма неслабой частоте вкупе с плохим охлаждением можно сократить срок службы "железа" раза в два. Многим это может показаться неприемлемым, но есть одна деталь: в среднем, срок работы современного процессора составляет от десяти лет. Много это или мало, каждый решает для себя сам. Мы лишь напоминаем о том, что по состоянию на сегодняшний день прогресс достиг такой скорости развития, что процессор, выпущенный два-три года назад, считается уже непозволительно устаревшим. Чего уж говорить про пять…

Основные понятия

Спроектировав процессор, производитель создаёт целую серию (линейку) с различными его характеристиками, причём зачастую на основе одного единственного процессора. Почему, вы мне скажите, на двух одинаковых процессорах различаются частоты? Неужели вы думаете, что компания, их выпускающая, умудряется программировать каждый процессор на определенную частоту? Разумеется, есть иной способ. Частота младших процессоров линейки без проблем может достигать даже старших, более того, иногда превышая его. Но со всех сторон подстерегают скрытые проблемы, одна из которых - вопрос удачного подбора "камня"... однако это уже другая история, о которой мы расскажем в следующий раз. Потому как для дальнейшего изучения материала необходимо ознакомиться со всем терминами, которые так или иначе будут фигурировать в тексте.

BIOS (Basic Input-Output System) - Элементарная система ввода/вывода. По сути, является посредником между аппаратной и программной средами компьютера. А конкретней, она представляет собой небольшую конфигурационную программу, содержащую настройки для всего "железного" содержимого вашего компьютера. В настройки можно вносить свои изменения: например, изменять частоту процессора. Сам BIOS располагается на отдельном чипе с флэш-памятью непосредственно в материнской плате.

FSB (Front Side Bus) - Системная или процессорная шина - это основной канал обеспечения связи процессора с остальными устройствами в системе. Системная шина также является основой для формирования частоты других шин передачи данных компьютера, вроде AGP, PCI, PCI-E, Serial-ATA, а также оперативной памяти. Именно она служит основным инструментом в повышении частоты CPU (процессора). Умножение частоты процессорной шины на процессорный множитель (CPU Multiplier) и обеспечивает частоту процессора.

Начиная с Pentium 4 , корпорация Intel стала применять технологию QPB (Quad Pumped Bus) - она же QDR (Quad Data Rate) - суть которой состоит в передаче четырех 64-разрядных блоков данных за такт работы процессора, т.е. с реальной частотой, например, в 200Mhz мы получаем 800Mhz эффективной.

В тоже время у некогда конкурирующих AMD Athlon передача идёт по обоим фронтам сигнала, в результате эффективная скорость передачи в два раза выше, чем реальная частота, 166Mhz у Athlon XP дает 333 эффективных мегагерц.

Приблизительно так же обстоят дела в линейке процессоров от AMD - K8, (Opteron, Athlon 64, Sempron(S754/939/AM2)): шина FSB получила продолжение, теперь она является лишь опорной частотой (тактовый генератор - HTT), умножив на которую специальный множитель мы получим эффективную частоту обмена данными между процессором и внешними устройствами. Технология получила название Hyper Transport - HT и представляет собой особые высокоскоростные последовательные каналы с частотой синхронизации 1 ГГц при "удвоенной" скорости передачи (DDR), состоящих из двух однонаправленных шин шириной 16 бит. Максимальная скорость передачи данных составляет 4 Гбит/с. Также от тактового генератора формируется частота процессора, AGP, PCI, PCI-E, Serial-ATA. Частота памяти получается от частоты процессора, благодаря понижающему коэффициенту.

Джампер представляет собой некий "замыкатель" контактов, собранный в миниатюрном корпусе. В зависимости от того, какие именно контакты на плате замкнуты (или какие не замкнуты), система определяет собственные параметры.

Процессор

Процессорный множитель (Frequency Ratio/Multiplier) позволяет добиться необходимой нам итоговой частоты процессора, оставляя при этом частоту системной шины неизменной. В настоящий момент во всех процессорах Intel и AMD (кроме Athlon 64 FX, Intel Pentium XE и Core 2 Xtreme) множитель является заблокированным, по крайне мере в сторону увеличения.

Процессорный кэш (cache) - небольшое количество очень быстрой памяти, встроенной непосредственно в процессор. Кэш оказывает значительное влияние на скорость обработки информации, так как хранит в себе данные, выполняющиеся в данный момент, и даже те, которые могут понадобиться в ближайшее время (руководит этим в процессоре блок предвыборки данных). Кэш бывает двух уровней и обозначается следующим образом:

L1 - кэш первого уровня, наиболее быстрый и менее емкий из всех уровней, непосредственно "общается" с процессорным ядром и чаще всего имеет разделенную структуру: одну половину под данные (L1D ), вторую - инструкции (L1I ). Типичный объем для AMD S462 (A) и S754/939/940 процессоров составляет 128Kb, Intel S478\LGA775 - 16Kb.

L2 - кэш второго уровня, в котором находятся данные, вытесненные из кэша первого уровня, является менее быстрым, но более емким. Типичные значения: 256, 512, 1024 и 2048Kb.

L3 - в настольных процессорах применялся впервые в процессоре Intel Pentium 4 Extreme Edition (Gallatin) и имел емкость в 2048Kb. Также уже довольно давно нашел себе место в серверных CPU, а вскоре должен появится в новом поколении процессоров AMD K10.

Ядро - кремниевый чип, кристалл, состоящий из нескольких десятков миллионов транзисторов. Он, собственно, и является процессором - занимается выполнением инструкций и обработкой поступающих к нему данных.

Процессорный степпинг - новая версия, поколение процессора с измененными характеристиками. Судя по статистике, чем больше степпинг, тем лучше разгоняется процессор, хотя и не всегда.

Наборы инструкций - MMX, 3DNow!, SSE, SSE2, SSE3 и т.д. Начиная с 1997 года, с внедрением кампанией Intel первой в истории процессоростроения инструкции MMX (MultiMedia eXtensions), оверклокеры получили еще один способ увеличения производительности. Эти инструкции являются ничем иным как концепцией SIMD (Single Instruction Many Data - "одна команда - много данных") и позволяют ни много ни мало обработку нескольких элементов данных посредством одной инструкции. Сами по себе они, разумеется, не повысят скорость обработки информации, но с поддержкой этих инструкций программами определённый прирост отмечается.

Техпроцесс (технология изготовления) - наряду с различными оптимизациями, проводимыми с каждым новым степпингом, уменьшение техпроцесса является наиболее действенным способом по преодолению границы разгона процессора. Обозначается странным буквосочетанием "мкм", "нм". Пример: 0.13\0.09\0.065мкм или 130\90\65нм.

Socket (Сокет) - Тип разъема процессора для установки процессора в материнскую плату. Например, S462\478\479\604\754\775\939\940\AM2 и т.п.

Иногда кампании-производители наряду с числовым наименованием используют буквенные, так например S775 - он же Socket T, S462 - Socket A. Такая видимая путаница может немного дезориентировать начинающего пользователя. Будьте внимательны.

Память

SDRAM (Synchronous Dynamic Random Access Memory) - система синхронизации динамической памяти с произвольным доступом. К данному типу относится вся оперативная память, применяемая в современных настольных компьютерах.

DDR SDRAM (Double Data Rate SDRAM) - Усовершенствованный тип SDR SDRAM с удвоенным количеством данных передаваемых за такт.

DDR2 SDRAM - дальнейшее развитие DDR, позволяющее достичь вдвое большую частоту внешней шины данных по сравнению с частотой микросхем DDR при равной внутренней частоте функционирования оных. Вся управляющая логика ввода/вывода работает на частоте, в два раза меньшей скорости передачи, то есть эффективная частота в два раза выше реальной. Производится по более тонкому 90-нм техпроцессу и наряду со сниженным номинальным напряжением до 1.8V (с 2.5V у DDR) потребляет меньше энергии.

Реальная и эффективная частота памяти - с появлением DDR и DDR2 памяти в нашу жизнь вошло такое понятие как реальная частота - это частота, на которой работают данные модули. Эффективная же частота - это та, на которой память работает по спецификациям стандартов DDR, DDR2 и других. То есть с удвоенным количеством передаваемых данных за такт. Для примера: при реальной частоте DDR 200Mhz эффективная составляет 400Mhz. Поэтому в обозначениях она чаще всего значится как DDR400. Данный фокус можно рассматривать не более чем маркетинговый ход. Таким образом, нам дают понять, что, раз данных за такт передается в два раза больше, значит, и скорость в два раза выше… что далеко не так. Но для нас это не столь важно, не стоит углубляться в дебри маркетинга.

Реальная частота, MHz Эффективная частота, MHz Пропускная способность, Mbps
100 200 1600
133 266 2100
166 333 2700
200 400 3200
216 433 3500
233 466 3700
250 500 4000
266 533 4200
275 550 4400
300 600 4800
333 667 5300
350 700 5600
400 800 6400
500 1000 8000
533 1066 8600
667 1333 10600

Обозначение памяти по теоретической пропускной способности - покупая память наряду с привычными обозначениями вроде DDR 400 или DDR2 800, в нашем случае можно увидеть такие наименования как PC-3200 и PC2-6400. Все это ничто иное, как обозначение одной и той же памяти (DDR 400 и DDR2 800 соответственно), но только в теоретической пропускной способности, указываемой в Mb\s. Очередной маркетинговый ход.

Обозначение памяти по времени доступа - время, в течение которого происходит считывание информации из ячейки памяти. Обозначается в "ns" (наносекунды). Для того чтобы перевести эти значения в частоту, следует разделить 1000 на количество этих самых наносекунд. Таким образом, можно получить реальную частоту работы ОЗУ.

Тайминги - задержки, возникающие при операциях с содержимым ячеек памяти, приведенные далее. Это отнюдь не все их количество, а только самые основные:

  • CAS# Latency (tCL) - период между командой чтения и началом передачи данных.
  • tRAS (ACTIVE to PRECHARGE command) - минимальное время между командой активации и командой закрытия одного банка памяти.
  • tRCD (ACTIVE to READ or WRITE delay) - минимальное время между командой активации и командой чтения/записи.
  • tRP (PRECHARGE command period) - минимальное время между командой закрытия и повторной активации одного банка памяти.
  • Command rate (Command Rate: 1T/2T) - задержки командного интерфейса, происходящие из-за большого количества физических банков памяти. Ручной настройке поддается пока только на не Intel чипсетах.
  • SPD (Serial Presence Detect) - чип, находящийся на модуле оперативной памяти. Содержит в себе информацию о частоте, таймингах, а также производителе и дате изготовления данного модуля.

Теория

Каким именно образом мы будем превышать номинальную частоту процессора, вы уже догадались, верно? Все просто как бублик: у нас есть системная шина (aka FSB или тактовый генератор - для AMD K8) и процессорный множитель (он же коэффициент умножения). Элементарно меняем числовые значения одного из них и на выходе получаем требуемую частоту.

Для примера: мы имеем некий процессор со стандартной частотой в 2200MHz. Начинаем думать, а почему же это производитель так пожадничал, когда в этой же линейке с таким же ядром есть модели с 2600MHz и выше? Нужно это дело поправить! Существует два способа: изменить частоту процессорной шины или изменить процессорный множитель. Но для начала, если вы не имеете даже начальных знаний в компьютерной технике и не в состоянии по одному только названию процессора определить стандартную для него частоту FSB или его множитель, советую применить более надёжный метод. Специально для этого существуют программы, позволяющие получить исчерпываемую информацию по своему процессору. CPU-Z в своём сегменте является лидером, однако есть и другие. Можно с таким же успехом использовать SiSoftware.Sandra, RightMark CPU Clock Utility. Воспользовавшись полученными программами, мы можем легко вычислить частоту FSB и множитель процессора (а заодно еще кучу ранее неизвестной, но чертовски полезной информации).

Возьмем, к примеру, процессор Intel Pentium 2.66GHz (20x133MHz) на ядре Northwood.

После нехитрых операций в виде поднятия частоты FSB, мы получаем 3420MHz.

Вот оно как! Мы уже видим, как в ваших умах закопошились извилины, умножающие немыслимые числа на чудовищные коэффициенты… не так быстро друзья! Да, вы все отлично поняли: для разгона нам понадобится либо увеличение множителя, либо частоты системной шины (а лучше всего сразу, и, главное, побольше - прим. скрытой внутренней жадности). Но не все так просто в нашей жизни, палок в колесах хватает, поэтому давайте прежде, чем приступать, ознакомимся с ними.

Вам уже известно, что большинство присутствующих на рынке процессоров имеют заблокированный множитель… ну, по крайней мере, в ту сторону, куда бы нам хотелось - в сторону увеличения. Такая возможность есть только у счастливых обладателей AMD Athlon 64 FX и некоторых моделей Pentium XE. (Варианты с раритетными Athlon XP, выпущенными до 2003 года, не рассматриваются). Данные модели практически без проблем (возней с памятью и недостаточным запасом частоты FSB у материнской платы) могут гнать свои и так уже "неслабочастотные" "камни". Разблокированный множитель в этой серии процессоров есть ничто иное, как подарок пользователям, отдавшим весьма немалые деньги. Всем остальным, кто не в состоянии тратить 1000$ на процессор, следует идти (нет, отнюдь не лесом) просто другим путем…

Повышение частоты FSB или тактового генератора. Да, это и есть наш спаситель, который практически в 90% случаев является основным инструментом для разгона. В зависимости от того, насколько давно вы приобрели свой процессор или материнскую плату, будет разниться ваша стандартная частота FSB.

Начиная с первых Athlon у AMD и Intel Pentium на S478, стандартом была 100MHz системная шина. Далее "Атлоны" перешли сначала на 133, затем 166 и в конце концов закончили свою жизнь на 200Mhz шине. Intel тоже не спала и постепенно увеличивала частоты: 133, затем сразу 200, теперь уже 266, и даже 333MHz (1333Mhz в пересчете QDR).

То есть, имея современную материнскую плату с хорошим потенциалом к увеличению частоты тактового генератора (собственно этот кварц, управляющий частотой FSB, также может обозначаться как PLL), все становится предельно просто - это увеличение самой частоты. До каких пределов и как собственно ее изменять, мы поговорим чуть позже.

Надеемся, вы не забыли что такое FSB? Нет, имеются ввиду не мегагерцы, на которых она работает, а непосредственное значение. FSB - это системная шина, связывающая процессор с другими устройствами в системе. Но в тоже время она является основой для формирования частоты других шин, таких как AGP, PCI, S-ATA ,а также оперативной памяти. И что же это значит? А значит это то, что при повышении оной мы будем автоматически повышать частоты AGP, PCI, S-ATA и "оперативки". И если повышение последней в разумных пределах только нам на руку (в настоящее время исключительно материнские платы на основе чипсета NVIDIA nForce4 SLI Intel Edition умеют разгонять процессор независимо от памяти), то вот S-ATA, PCI и AGP с PCI-E нам разгонять совершенно не нужно. Дело в том, что они довольно-таки чутко воспринимают подобные эксперименты и отвечают нам весьма неприятными последствиями. Номиналы данных шин составляют: PCI - 33.3Mhz, AGP - 66.6Mhz, SATA и PCI-E - 100Mhz. И значительно превышать их крайне не рекомендуется. Нестабильная работа того же S-ATA может привести к потере данных с вашего S-ATA диска!

То есть, это очень значительное ограничение… было. А дело вот в чем: смекнув о пользе такого просчета, некоторые производители чипсетов решили данную проблемку устранить самостоятельно. Началось все с того, что начали применяться специальные делители, автоматически переключающие шины PCI и AGP на номинал при 100, 133, 166…MHz. (и возникали такие интересные ситуации, при которых процессор был стабилен при 166Mhz, изначально работавший на 133, а вот на 165 - ни в какую!), теперь вы понимаете, почему. Но не всех этот урок научил. Далеко за примерами идти не нужно: выпущенный вначале эры Athlon 64 чипсет VIA K8T800. Имея весьма неплохую функциональность и цену, он банально не умеет фиксировать частоты PCI\AGP\S-ATA при повышении HTT. То есть, больше чем 220-230Mhz прироста по тактовому генератору вы не получите. Вот так, грустно господа. Будьте бдительны, не попадитесь на подобный чипсет (хотя он и староват уже малость).

Таким образом, мы ставим точку на этом разделе статьи и переходим к следующему. Немного рассмотрели теоретическую часть, плюс немного нюансов, которые могут попасться на вашем пути. Пора, что ли, приступать уже к делу. Заодно разбираясь по ходу, какие еще палки из колес предстоит вынимать.

Продолжение следует…

Воистину, человеческие потребности безграничны. Вся наша жизнь строится на основе этой прописной истины. Все мы стараемся оставить как можно больше столбовых камней на своем пути и достичь новых высот. Все мы постоянно участвуем в бешеной гонке на выживание, пробиваясь сквозь болота и заросли будничных неурядиц, преодолевая мыслимые и немыслимые барьеры, неутомимо создаваемые для нас окружающим миром. И смело пытаемся набрать как можно большую скорость в этом безудержном движении вперед.

Но порой наступает момент, когда уже просто жизненно необходимо хоть ненадолго остановиться, отпустить руль, снять ногу с педали газа и, смахнув пот со лба, хорошенько поразмыслить: а правильный ли темп нами выбран, соответствует ли он действительной надежности и совершенству нашего гоночного кара, и не случится ли так, что на самом трудном и ответственном вираже его пламенный мотор заглохнет или полетит трансмиссия?

Именно такие мысли возникают у вашего покорного слуги, если речь заходит об очень популярном в рядах пользователей занятии, звучно именуемом оверклокингом. Есть, правда, и родное, русскоязычное наименование этого феномена - разгон. Но последнее слово в большей мере относится все-таки к демонстрациям пацифистов, чем к компьютерным системам, поэтому в современном лексиконе оно употребляется все реже и реже. Тем не менее, как бы мы не называли этот увлекательный процесс, суть его одна - увеличить частоту тактового сигнала микропроцессорных компонентов и устройств оперативной памяти ПК на определенную величину относительно штатного (типового) значения и получить в результате «бесплатное» повышение быстродействия компонентов ПК.

Действительно, оверклокинг - это феномен, причем уже глобального масштаба. Если раньше он был уделом только энтузиастов компьютерного андэграунда, увлекавшихся перепайкой процессоров и «кварцев» (кварцевых осцилляторов), то теперь буквально каждый домашний компьютер в предельно упрощенной и чрезвычайно дружелюбной форме предлагает даже самому зеленому новичку вкусить полузапретный плод «совершенно безвозмездного» повышения быстродействия ПК. Сегодня оверклокинг становится уже целым мировоззрением, своего рода новой религией. И пастыри, провозглашающие постулаты «процессор без разгона - не процессор», «материнская плата без функций оверклокинга - бестолковый кусок текстолита», «разгоняйте, и да пребудет с вами бесплатная сила самых быстрых процессоров» и т. д. и т. п., конечно, без паствы не остаются.

Между тем, такое положение вещей вызывает неоднозначную реакцию среди компьютерных профессионалов и экспертов. Мнения разделяются вплоть до диаметрально противоположных. Одни специалисты утверждают: «Оверклокинг - в целом благо для пользователя, если подходить к нему с умением и осторожным оптимизмом. Можно немного сэкономить, но получить вполне качественную и быстродействующую разогнанную систему, эквивалентную более дорогому ПК!». Другие гневно возражают: «Оверклокинг - сыр в мышеловке, не имеющий ничего общего с экономией. Независимо от умения или оптимизма пользователя компьютер все равно ставится под удар при разгоне. Это все тонкий маркетинг, направленный против кошелька потребителя. Чем больше железа будет ломаться, тем больше будут покупать!». И если вдруг носителям этих двух идей подворачивается возможность задушевно подискутировать, то разгорается нешуточная сеча с применением оружия массового поражения в виде смачных ругательств или даже рукоприкладства. :)

В самом деле, что же представляет собой оверклокинг? Действительно ли это, образно говоря, дешевый и надежный автомат Калашникова, легко обставляющий аналоги и не дающий осечки, если уметь с ним обращаться? Или же напротив, это граната с сорванной чекой, завернутая в цветастый фантик «заботливыми» производителями компьютерных компонентов и вложенная в руки незадачливого пользователя? Давайте попробуем разобраться, тщательно взвесив плюсы и минусы феномена оверклокинга!

Практические аспекты

Итак, для начала попытаемся выяснить, зачем же все-таки пользователи неугомонно стремятся повысить быстродействие своих компьютерных систем путем оверклокинга, какие цели ими при этом преследуются и достигаются ли они на практике.

Не секрет, что основное применение среднестатистического домашнего ПК - это, прежде всего, игры. Сторонники оверклокинга заявляют: «Разгон позволяет увеличить производительность компьютера в играх». И в подтверждение своих слов показывают тонны распечаток оверклокерских статей, приводят массу ссылок на обзоры с игровыми тестами железа, где наглядно виден прирост (порой очень весомый) числа кадров/с, баллов, попугаев и прочих единиц оценки игровой производительности ПК. Казалось бы, вполне реальный и осязаемый плюс оверклокинга, как говорится, на лицо: производительность-то действительно увеличивается! Однако когда речь заходит об игровых тестах, из зоны всеобщего внимания постоянно ускользает один очень важный момент: а отражают ли эти тесты реальный геймплэй в той или иной практической ситуации? Парадоксально, но, как правило - нет! Не отражают и в помине!

Типический случай: некоторая штатная компьютерная система демонстрирует в какой-то одной популярной стрелялке, скажем, 130 кадров/с, а в другой, крутой и супернавороченной - 35 кадров/с. При умеренном оверклокинге (немного подразогнаны процессор и видеокарта) получаются 145 и 40 кадров/с. Дале в ход идет экстремальный оверклокинг (разгон процессора и видеокарты по самое не хочу, усиленный твикинг памяти, твикинг операционной системы), и система демонстрирует уже 200 и 55 кадров/с, соответственно. Прирост скорости, кажется, просто очевиден! Но реальный геймплэй, между тем, практически не претерпевает изменений! Не верите? А зря!

Геймплэй первой стрелялки итак находится уже на весьма приличном уровне даже в штатной конфигурации системы, и при разгоне (будь то умеренный или экстремальный) никаких реальных преимуществ не получается: как «тормозов» не было, так их и нет, качество графики не улучшается (наоборот, может только ухудшиться вследствие разного рода артефактов), количество поверженных врагов отечества возрастать и не думает. Со второй стрелялкой выходит примерно такая же ситуация, но в несколько ином ракурсе: там как были «тормоза» в случае штатной производительности системы, так они остались и при разгоне (даже экстремальном), графика не изменяется, либо ухудшается, и злобные монстры-мутанты по-прежнему продолжают нещадно крошить неповоротливого игрока. Сходной, кстати говоря, будет картина и в других игровых приложениях, где скоростные показатели не менее важны (авто-, авиасимуляторы, экшены и т. п.). Другими словами, как видим, тестовый «прирост скорости» иметь место-то имеет, но ощутимой практической пользы он не привносит, за исключением разве что психологической удовлетворенности от достигнутых «результатов» оверклокинга в виде восхитительных значений fps. :)

Таким образом, тезис «разгон позволяет увеличить производительность компьютера в играх», безусловно, правильный, но на деле толку от этого увеличения в различных шутерах/экшенах получается обычно совсем немного. Ко всему прочему, среди заядлых геймеров не меньшую популярность снискали игровые приложения, почти что вообще индифферентные к оверклокингу (стратегии, ролевые игры, квесты и т. д.). Все это в итоге ставит целесообразность разгона в применении к играм под очень и очень большие сомнения!

Вторая трудовая повинность типического домашнего ПК - функционирование в качестве мультимедийной станции (музыка, фильмы, обработка аудио-, видео-, фотоматериалов и т. д.). Сторонники оверклокинга заявляют: «Разгон позволяет увеличить производительность компьютера в мультимедийных приложениях». И в подтверждение своих слов вновь ссылаются на статьи и обзоры, но посвященные уже мультимедийным тестам и исследованиям. Да, действительно, тесты опять показывают определенное превосходство разогнанных систем над штатными конфигурациями. Вот, казалось бы, нерушимый плюс оверклокинга наконец-то найден! Пусть с играми и не все гладко, но с мультимедией-то уж полный порядок должен быть, ядрррена вошь! :)

Однако здесь у скептически настроенных пользователей появляется ряд вопросов, с которыми они спешат обратиться к специалистам. Их диалог получается, надо сказать, очень интересным!

Скептики (заинтересованно): - Как разгон влияет на воспроизведение музыки?

Специалисты (особо не задумываясь): - Или никак, или негативно. Практика «разгона по шине» обычно не очень-то благоприятно влияет на работоспособность некоторых звуковых карт и мультимедийных плат ввода-вывода. Интегрированные звуковые решения также не чувствуют себя действительно комфортно в этих условиях.

Скептики (не менее заинтересованно): - А как влияет разгон на воспроизведение фильмов (DivX/DVD)?

Специалисты (задумавшись на пару секунд): - Скорее негативно, чем позитивно. Аккуратный разгон может быть полезен только на очень маломощных конфигурациях компьютеров. Для большинства современных, причем даже «бюджетных» конфигураций ПК (которые на практике прекрасно справляются с типичными аудио-видео потоками) разгон или просто бесполезен, или вреден.

Скептики (немного озабоченно): - А что вы скажете относительно процедур конвертирования файлов различных мультимедийных форматов? Помогает ли здесь разгон?

Специалисты (скрывая улыбку): - Мы, конечно, не думаем о секундах свысока, но тем не менее… Не важно, закончится ли конвертирование на минуту другую позже, или наоборот раньше, главное, чтобы оно закончилось, и без эксцессов!

Скептики (озабоченно): - А скажите, может ли сильный разгон плохо повлиять на работу интерфейсов - USB, например? Вроде проскакивала где-то подобная инфа…

Специалисты (улыбаясь): - Да, есть немало случаев отказа портов USB. Это связано как с не совсем корректным дизайном некоторых пострадавших материнских плат (в основном, платформы AMD), так и с разгоном в частности (особенно если он производится «по шине»). Друзья, это ж просто сущие мелочи, необдуманный разгон может еще и не такие подарочки преподнести!

Скептики (умиротворенно): - Получается, если использовать компьютер в основном как мультимедийную станцию, то с разгоном все-таки лучше не связываться?

Специалисты (широко улыбаясь): - Судя по всему, именно так!

Пожалуй, после просмотра «листинга» этой увлекательной беседы какие-то дополнительные комментарии с моей стороны (как арбитра и внимательного слушателя) относительно мультимедийной «целесообразности» оверклокинга уже не требуются.

Третья основная обязанность домашнего ПК - разнообразная «офисная» работа (вебсерфинг, тексты, художественно-оформительское творчество и т. п.). Сторонники оверклокинга заявляют: «Разгон полезен и в офисных приложениях, так как позволяет увеличить производительность компьютера в этих задачах». И в который раз призывают на помощь статьи и обзоры, демонстрирующие превосходство разогнанных систем над штатными, но теперь уже в «бизнесс-тестах». Однако, как следовало ожидать, скептики вновь не дремлют и тут же парируют с некоторой долей сарказма: «Позвольте, господа оверклокеры, а у вас компьютеры одни только тесты и гоняют, наверно? Может быть, ваш оверклокинг помогает быстрее распечатать свежескаченный реферат? Ваш разогнанный компьютер наверно и интернет ускоряет? Не замечали, буковки в текстовых редакторах тоже быстрее пропечатываются?»

Шутки шутками, но если рассуждать здраво, скептики целиком правы, как ни крути! На кой банан типическим офисным приложениям дался оверклокинг, если с задачами просмотра интернета, обработки текстов, создания вполне приличных документов-презентаций и т.п. итак неплохо справляются даже хилые «бюджетные» системы?! Куда и главное, зачем там что-то еще разгонять? Конечно, есть «офисные» задачи, требующие серьезных вычислительных мощностей от ПК - например, тяжеловесные экономические/бухгалтерские программы, различные процедуры обработки файлов-документов гигантского размера и т. д. Но не надо забывать, что стоимость таких документов может иногда на порядок превышать стоимость самого ПК, оверклокинг в этих условиях неприемлем по определению (хотя бы потому, что им тривиально некогда или некому заниматься). Люди просто пойдут и купят систему на основе процессора Intel Pentium 4 3,06 ГГц и материнской платы от той же Intel, после чего будут радоваться жизни, на пушечный выстрел не подпуская тень оверклокинга. :)

Что имеем в итоге? Похоже, одни только сладкие речи адептов оверклокинга, который, по их мнению, открывает для рядового прижимистого пользователя широчайшие перспективы халявного повышения потребительских качеств ПК. Реальных практических плюсов в пользу этого дела пока не видно (минусы, между тем, уже начинают потихоньку проклевываться). Единственный плюс (скорее социально-психологический, а не практический) - начинающий пользователь, приобщенный к оверклокингу, может смело похвастаться своими достижениями перед приятелями и, как правило, быстрее других познает азы компьютерных наук.

Между тем, так ли безоблачен и увлекателен путь оверклокера, как его стараются обрисовать приверженцы разгона? Все ли эксперименты пользователей по-партизански выдерживают их компьютеры? И не возникает ли у подопытных ПК, так сказать, головокружения от успехов? Давайте выясним!

Технические аспекты

Обычно каждый оверклокер, пусть интуитивно, но понимает, что его любимый процессор все-таки не зря отмаркирован на какую-то определенную тактовую частоту (срабатывает чисто житейское соображение: в AMD ведь нет меценатов, чтобы, скажем, продавать «натуральный» Athlon XP 2700+ гораздо дешевле, чем он есть, под видом Athlon XP 1700+?!). Между тем, после очередного успешного повышения частоты вплоть до поднебесья и скоротечных проверок работоспособности системы каким-нибудь свежеиспеченным «стабилити-тестом» оверклокер радостно вскрикивает: «Ура! Работает, поганец!». И начинает усиленно загонять искорки возникших было сомнений далеко в глубины своего подсознания, упиваясь новым рекордом оверклокинга. Однако если б этот незадачливый оверклокер знал, какие сюрпризы может в дальнейшем преподнести ему разгон, то наверняка не стал бы уж так по-детски радоваться.

Сюрприз первый

Процессор - не камень, как многие думают, а сверхсложное микроэлектронное устройство, на которое в равной степени распространяется влияние всех физических процессов, что имеют место в других изделиях микроэлектроники, и которое имеет вполне определенные технологические пределы своей правильной и надежной функциональности. Негативное влияние на работоспособность процессора оказывает как собственно само повышение рабочей частоты, так и практикуемое оверклокерами дополнительное повышения напряжения питания ядра. Особенно вредоносно как раз повышенное напряжение питания: современные процессоры, выполненные по нормам 0,13 мкм, очень чувствительны к этому параметру, и повышение напряжения даже на 5-10% (что для предыдущих поколений процессоров считалось относительно безопасной процедурой) сильно ускоряет процессы деградации окисла (подробнее об этом в статье ). Скорый отказ процессора - очень вероятный финал таких манипуляций.

У многих еще на слуху шумиха вокруг так называемого SNDS («Sudden Northwood Death Syndrome» - «синдром внезапной смерти Pentium 4 на ядре Northwood»), когда у заядлых забугорных оверклокеров, по наивности задиравших напряжение ядра чуть ли не до 1,9-2 В, «внезапно сгорал» их любимый и капитально разогнанный Pentium 4 Northwood, причем, как они заявляли, «без всяких на то причин». Причины такому неважнецкому поведению процессора, конечно, были, и самая главная из них - как раз ускоренная деградация окисла, которая стала следствием увеличения напряжения питания ядра намного выше всех допустимых пределов. Аналогичный синдром, назовем его STDS («Sudden Thoroughbred Death Syndrome»), имеет место быть и у Athlon на ядре Thoroughbred, только подобные отказы работники сервисов обычно приписывают к «внутренним тепловым повреждениям процессора», вероятнее всего, по незнанию истинных причин.

Процессоры, выполненные по нормам 0,09 мкм, будут еще более капризными в отношении напряжения питания. Вероятно, «разгон напряжением» в будущем вообще может просто исчезнуть как класс.

Сюрприз второй

Разогнанные процессоры потребляют большую мощность (а значит, демонстрируют и большее и тепловыделение), чем их «натуральные» собратья. Так, капитально разогнанные Athlon XP Thoroughbred cpuid681 (т. е. Thoroughbred-B, очень популярные в рядах отечественных оверклокеров) в определенных случаях могут потреблять ток до 50 А и рассеивать тепловую мощность 85-90 Вт! В таких условиях процессор, даже снабженный высокоэффективной системой охлаждения, работает в очень напряженном тепловом режиме (локальная температура отдельных, интенсивно нагруженных блоков может достигать 100°C и выше). Как результат, создаются тепличные условия (и в переносном, и в буквальном смысле) для целого букета вредоносных термоактивационных процессов, среди которых наиболее опасна электромиграция. Горячая парочка вредин (деградация окисла и электромиграция) начинает вовсю хозяйничать в силиконовых недрах процессора, и отказ последнего (уже больше теплового, чем электрического свойства) не заставит себя долго ждать.

Сюрприз третий

Многие материнские платы от популярных тайваньских и китайских производителей (не важно, для Socket A или Socket 478), претендующие на звание «оверклокерских», на практике таковыми совсем не являются. Они не то что разогнанные, а даже «натуральные» процессоры держат не слишком уверенно. Некоторые отдельные экземпляры порой просто поражают своей изобретательностью: елки-палки, как вообще это все худо-бедно, но, однако ж, работает, ведь по всем прикидкам шансов завестись у платы почти что нет?! Так и подмывает воскликнуть: «Честь и хвала китайским инженерам, доблестным труженикам платостроения!». :)

Общая беда многих и многих плат - не слишком оптимальная разводка и весьма посредственные схемы питания процессора, AGP, модулей памяти и т. д., выполненные, так сказать, по норме-минимум. Эти платы «предоставляют» пользователю богатейшие возможности оверклокинга, но реально обеспечить их на уровне железа, как правило, оказываются не в состоянии. Слабосильные двухканальные преобразователи напряжения питания процессора, собранные на далеко не самой передовой элементной базе и, зачастую, с недостаточной фильтрацией как на входе (по линиям +12 В или +5 В), так и на выходе схемы (линии V core), по-прежнему остаются распространенным явлением среди материнских плат Socket A.


Двухканальный преобразователь напряжения: 2 ШИМ-стойки и фрагмент выходного LC-фильтра

Подобные «экономичные» схемы обычно не обеспечивают даже стандартных «электрических» потребностей более-менее мощных процессоров, не говоря уже о разогнанных экземплярах, сильно жадных до тока. Из-за неприемлемой фильтрации здесь линии питания V core зашумлены иногда просто до безобразия: отмечается как сильное высокочастотное дребезжание сигнала (производитель «экономит» на проходных SMT-конденсаторах), так и недопустимые выбросы напряжения в моменты переключения транзисторов в ШИМ-стойках (производитель «экономит» на сглаживающих электролитических конденсаторах или ставит изделия сомнительного качества). В результате серьезно страдают и процессор, и сам преобразователь напряжения. Начинают появляться разного рода «зависоны», сбои, отказы (которые часто списывают на «мастдайный» нелицензионный Windows, «кривые» руки пользователей и т. п., но никогда - на плачевную ситуацию с железом), и о действительно надежной работоспособности системы тут остается уже только мечтать.

Еще свежа в памяти известная «сага о конденсаторах», когда у «счастливых» владельцев некоторых моделей материнских плат (особенно «отличились» в этой «саге» Abit и MSI) лавинообразно текли и вспучивались конденсаторы в цепях преобразователя напряжения, что всегда заканчивалось отказом платы. Возникло даже новое направление бизнеса - перепайка этих конденсаторов, ибо пострадавшие платы выходили из строя в основном по истечении гарантийного срока. :)

Вендоры потом благополучно все списали на факт промышленного шпионажа (надо отметить, с очень занимательным детективным сюжетом), пообещали больше так не делать и использовать только качественные конденсаторы. Однако фактор негативного влияния разгона в очередной раз тихо-смирно остался за кадром: преобразователи-то там работали фактически в предельном режиме, чем и «помогли» конденсаторам отправиться в мир иной (впрочем, те конденсаторы действительно имели весьма сомнительное качество).

Есть шансы, что эта «сага» может получить продолжение и на некоторых недавних и даже свежих материнских платах, через годик-другой.

Разгон оказывает не лучшее косвенное влияние и на «глобальную» разводку материнских плат. «Полнофичные» функции оверклокинга неминуемо сопровождаются появлением на плате разного рода мультиплексоров сигналов VID и FID, немалого количества ключевых цепочек, окружающих блоки джамперов и DIP-переключателей, и серьезным усложнением кода BIOS. Все это перенасыщает плату (некоторые производители умудряются монтировать определенные элементы даже на «обратной» стороне платы, что, вообще говоря, не есть хороший тон проектирования), на пользу ее стабильности явно не идет. Возникает вопрос (судя по всему, риторический): «А почему бы производителям не оставить далеко в стороне увлечение разгонными «фичами» и вместо этого взять, да и развести плату пооптимальнее, поставить на нее нормальные качественные схемы питания и предложить пользователю в итоге качественный надежный продукт, без всяких оверклокинговых фикций?»

Забавно, но на сегодняшний момент к стопроцентно «оверклокерским» платам можно отнести, пожалуй, только некоторые модели от Intel и Fujitsu-Siemens. Однако эти производители не снабжают свои платы оверклокерскими «фичами» (ограничиваясь функциями тюнинга памяти и AGP). И правильно делают!

Список сюрпризов разгона можно свободно продолжить и дальше, но, думается мне, что вполне достаточно и этих первых трех, чтобы осознать, насколько тернист и труден путь оверклокера, и к чему он приводит, в конце концов.

Итак, судя по всему, оверклокинг не только фактически бесполезен, но и представляет серьезную опасность для здоровья компьютера, нервно-психического здоровья пользователя и кошелька последнего. Если разгон на деле оказывается совсем не выгодным пользователю, то кто тогда зажигает эту звезду и поддерживает термоядерные реакции в ней? Попробуем разобраться!

Экономические аспекты

Как правило, пользователь, в той или иной степени пострадавший от сюрпризов оверклокинга во всем винит торгующие организации. И, стоя у окошка гарантийной мастерской, колотит себя в грудь, вопит: «Во гады! Продали мне бракованный процессор, а брать его обратно не хотят, сволочи!». ;-)

Однако, рассуждая логически, можно предположить, что как раз именно тот, кто заказывает музыку, сам обычно и пляшет. Вполне четкие и конкретные плясуны в ходе наших размышлений отлично видны - это, в первую очередь, производители «оверклокерских» материнских плат! Некоторые торгующие организации, конечно, тоже не ангелы: нарушений прав потребителей и навязывания им совершенно левых обязанностей ой как не мало на сегодня! Прочтите внимательно правила гарантийного обслуживания, которые устанавливаются организациями розничной торговли комплектующими/ПК, практически везде они в каких-то отдельных положениях (а иной раз, даже почти во всем) не соответствуют действующему законодательству РФ!

Тем не менее, все лица (физические или юридические), принадлежащие цепочке пользователь-дилер-дистрибутор, изначально оказываются в ущербном положении. Если, допустим, выходит из строя какая-то материнская плата, то в худшем для пользователя случае цепочка обрывается уже сразу на нем. «Тут оверклокингом попахивает! В гарантии отказать!», - оглашает свой вердикт инженер сервисной мастерской (хотя пользователь, возможно, им никогда и не занимался, даже не знает, что это такое!), и покупатель понуро идет домой, с бесполезным уже куском текстолита и негативными эмоциями в отношении продавца. В лучшем случае покупателю производится замена материнской платы или возврат денег (последнее сродни чуду). Но в трудном положении оказывается теперь уже продавец - ему предстоит очень неприятный разговор с дистрибутором. На последнем собственно и оборвется вся цепочка, когда он в очередной раз услышит брошенную венцом пирамиды - вендором, фразу с едва уловимым китайским акцентом: «Obvious overclocking results! Request rejected!» («Нас не проведете! В запросе отказано!»). А что вы еще хотели? Оверклокинг - это строго запрещено! Так что, гуляйте, господа хорошие! :)

Еще одни очевидные танцоры - ушлые дельцы, промышляющие торговлей так называемыми «суперразгоняемыми и стопроцентно оттестированными процессорами», с определенной наценкой относительно их «натуральной» стоимости. Эти деятели хорошо прижились на американских просторах, да и у нас уже начинают кое-где произрастать. Но если в америках гарантии строго оговорены и все-таки исполняются (процессор вам поменяют или отдадут деньги обратно без каких-то особых вопросов, за редкими исключениями), то в наших родных пенатах рассчитывать на подобное добродушие явно не стоит. К тому же гарантия на такие «товары» обычно устанавливается в пределах от двух недель до 6 месяцев, что, надо отметить, вполне разумно со стороны торговцев, ведь дольше эти суперразгоняемые процессоры просто не проработают! Не знаю, кому как, но мне все эти ребята очень напоминают лохотронщиков, делающих свои «безобидные» дела в оживленных местах города.

Что ж, похоже, действительно, кто не рискует, тот не пьет шампанское. В очереди у порога гарантийной мастерской! Кто тут следующий? За кем занимать? ;-)

Вместо заключения

Мужественный матрос Железняк в свое время отчеканил, обращаясь к депутатам учредительного собрания: «Караул устал!». Друзья, не пора ли и нам, добропорядочным потребителям, набраться мужества и заявить: «Мы устали! Мы устали от этого безобразия, имя которому оверклокинг! Также, как и торгующие организации устали бороться с нерадивыми и недобросовестными оверклокерами! Это постоянно и неминуемо затрагивает наши, честных людей, интересы!». И, наконец-то спросить у производителей оверклокерских продуктов: «Господа! А вы сами-то не устали? Не устали проводить политику двойных стандартов в отношении оверклокинга? Или все это, как заправское шоу, должно продолжаться и продолжаться?»

Что же касается вопроса, обозначенного в заголовке статьи, то привилегию ответить на него рискну оставить нашим читателям. Ответ, мне кажется, очевиден. А вам?

На дворе зима 2010. В стране, да и во всём мире до сих пор экономический кризис. Некоторые сидят без работы в ожидании чуда, а большинство стали экономить денежные средства. Но при этом очень много людей продолжают проводит свободное время за компьютерными играми. Да и кроме этого иногда архивируют данные, кодируют видео и т.д. С каждым годом игры и программы становятся более требовательны к ресурсам компьютера. И вот, вдруг, новая и долгожданная игра стала тормозить. А денег на новый компьютер или апгрейд нет. Что тогда делать? Правильно, позвать на помощь overclocking.

Разгон, оверклокинг (от англ. overclocking) — повышение быстродействия компонентов компьютера за счёт эксплуатации их в форсированных (нештатных) режимах работы.

В данной статье я хотел бы поведать Вам, что оверклокинг — это не только хобби, спорт или простое занятие ерундой, но и еще способ экономии денег, которых и так не хватает большинству людей.

Вы наверно скажете: « Разгонять опасно, компьютер может выйти из строя». Но ничего опасного в оверклокинге нет, если правильно подходить к делу. Суть оверклокинга заключается не только в повышении частоты компьютерных комплектующих, но и в тестировании на стабильность уже разогнанного железа. По сути, для обычного и повседневного разгона дополнительных вложений не требуется. Конечно, на кулере, шедшем в комплекте, процессор сильно не разгонишь, но и ставить рекорды мы не собираемся. Получается, что с помощью оверклокинга вы получаете более производительный компьютер за те же самые деньги. Но в моей статье будет использоваться альтернативное охлаждение для процессора и видеокарты, так как комплектные BOX-кулеры шумны и малоэффективны для покорения больших частот. Хотя, в некоторых случаях, производители процессоров и видеокарт оснащают свои изделия более качественными системами охлаждения.

Конфигурация тестового стенда

  • Процессор: Athlon II x2 240 АМ3 2,8 ГГц
  • Система охлаждения процессора: Thermaltake Big Typhoon 120 мм
  • Материнская плата: МВ Gigabyte MA-790FX-DQ6
  • Память: DDR2 Hynix 2 х 2 Gb 800 МГц 6-6-6-18-24-2Т 1,8 В
  • Видеокарта: BFG GeForce 8800 GT 512 Мб
  • Система охлаждения видеокарты: Zalman VF 1000
  • Жесткий диск: Seagate 250 Gb SATA
  • Блок питания: FSP 450 Ватт PNF
  • Привод: DVD +RW NEC SATA
  • Монитор: BenQ G 900 (19 дюймов, 1280х1024, DVI / VGA)

Разгон и тестирование проводилось на открытом стенде для лучшего охлаждения компьютерных комплектующих.

Разгон процессора

Разгон центрального процессора — это основа оверклокинга. От частоты процессора зависит очень много: скорость кодирования и архивирования данных, число fps в играх, скорость работы программ и прочее. Большинство процессоров разгоняются на 20-30 % от номинала на обычном охлаждении, некоторое на 50 и более процентов. В данной статье за основу взят процессор компании AMD — Athlon II x2 240.

Процессор AMD Athlon II x2 240 имеет номинальную частоту 2800 МГц, объём L2 кеша составляет 2 Мб, а выделяемая мощность не превышает 65 Вт. Данный процессор при напряжении 1,47 Вольта разогнался до 3714 МГц. Северный мост чипсета материнской платы и шина HT Link функционировали на частоте 2650 МГц. При этих частотах процессор проходил тесты стабильности Linxp и ОССТ . В итоге, разгон составил 33 % от номинальной частоты. Довольно хороший результат для процессора стоимостью 2000 рублей!

Разгон оперативной памяти

В отличие от процессора, разгон оперативной памяти не даёт такого большого прироста производительности. К тому же, разгон памяти не заключается только в повышении частоты, очень сильно на производительность влияют тайминги. И это не все подводные камни разгона оперативной памяти: частота памяти зависит от частоты процессора или тактового генератора.

При номинальной частоте памяти в 800 МГц разгон составил 10,5 %, то есть 884 МГц. Тайминги при этом уменьшил до 6-5-5-15-20-2Т вместо положенных 6-6-6-18-24-2Т. Напряжение пришлось поднять до 2,05 Вольта. При понижении таймингов также возрастает производительность.

Разгон видеокарты

Разгон видеокарты не отнимает много времени. Надо всего лишь установить программу для разгона, например Riva Tuner . Довольно удобная программа даже для новичка. У видеокарты можно изменять 3 частоты сразу: частоту графического чипа, частоту шейдерного домена и частоту памяти. Естественно, чем выше эти частоты, тем производительнее становится видеокарта. Но при этом не надо забывать про температуру графического чипа. При разгоне она может резко возрасти. Желательно поставить дополнительный вентилятор напротив видеокарты, а еще лучше заменить стандартное охлаждение на альтернативное.

Итак, приступим к разгону видеокарты. В моих руках оказался «легендарный» продукт от компании NVIDIA — GeForce 8800 GT . Легендарен он тем, что до сих пор является отличным решением по соотношению цена/производительность в сегменте недорогих видеокарт. Приведу краткие характеристики данной видеокарты:

  • Частота ядра: 600 МГц
  • Частота универсальных процессоров: 1500 МГц
  • Количество универсальных процессоров: 112
  • Количество текстурных блоков — 56, блоков блендинга — 16
  • Эффективная частота памяти: 1.8 ГГц (2*900 МГц)
  • Тип памяти: GDDR3

Стандартную систему охлаждения я поменял на довольно производительный видеокулер Zalman VF 1000. В итоге, частоту графического ядра удалось поднять с 600 до 743 МГц (23%), частоту шейдерного домена с 1500 до 1861 МГц (24%), а память с 1800 до 2100 МГЦ (17%). Довольно неплохой результат для данной видеокарты.

В итоге, средний процент разгона всех комплектующих (процессора, памяти и видеокарты) составил 21 %.

Тестирование

В тестировании будет участвовать две системы:

  1. Default system — компьютерные комплектующие на номинальных частотах;
  2. OC system — на повышенных частотах.

Тестирование проводилось при разрешении 1280х1024 в следующих бенчмарках и играх (качество высокое, полноэкранное сглаживание 2х):

Синтетические тесты:

  • Super Pi
  • EVEREST Ultimate Edition CPU Queen
  • WinRAR

Довольно хороший тест для оценки производительности процессора и памяти. Прирост производительности составляет 30%.

И вновь этот синтетический тест нагружает только центральный процессор и видеокарту. Прирост от разгона составил около 33%.

В тесте на скорость архивирования файлов производительность компьютера увеличилась на 16%. «Мелочь», а приятно.

В самом популярном игровом бенчмарке разница между системами 25%. Этот тест нагружает полностью всю систему. А также является отличным способом для проверки стабильности разогнанного железа.

Отличный игровой тест для процессора и памяти. Видеокарту нагружает не слишком сильно. Прирост производительности в этом тесте на уровне 20%.

«Брат» предыдущего теста, но уже ориентирован на загрузку видеоядра. Разница в производительности 25%.

В данной игре прирост аналогичен предыдущему — около 25%.

Данная игра очень требовательна к ресурсам процессора, поэтому от разгона именно процессора появляется значительный прирост! 50% прироста - это вам не шутки.

И в этом тесте прирост тоже довольно большой, около 30%.

В последней части всем известного шутера прирост составил 22,5%.

А в популярном симуляторе раллийных гонок разница около 17%.

Выводы

Сегодня я вам пытался поведать, что оверклокинг — это очень хороший способ сэкономить кровно заработанные деньги. И что же мы получили? На разгон всех комплектующих и проверку на стабильность у меня ушло несколько часов. Этот совсем немного. Зато при этом я получил в среднем 26,3 % прироста производительности в синтетических тестах и 26,8 % в играх. Если учитывать, что представленный системный блок стоит около 20 000 рублей, то, если бы мы хотели достичь такой же производительности на компьютере классом выше, мы бы потеряли более 5200 рублей. А зачем терять? Немного труда — и лишние деньги на руках. Довольно существенная экономия, даже если учитывать то, что я потратил около тысячи рублей на альтернативную систему охлаждения.