В процессе тестирования Windows-гаджетов я еще раз задумался о том, что мы - первое поколение в истории человечества, в жизни которого произошел огромный технологичейкий прорыв. Мне кажется, иногда всем нам полезно вспомнить прошлое, чтобы в полной мере оценить то, что мы имеем в настоящем.

Например, сколько раньше требовалось приложить усилий, чтобы созвониться с родственниками на Украине. Надо было пойти на почту, заказать переговоры, ждать соединения, а потом, под крик телефониста: «Харьков, пятая!», бежать в кабину. Затем кричать в трубку (на фоне криков таких же «абонентов») и в самый неподходящий момент услышать телефонистку с сообщением, что «ваше время подходит к концу». Как бы абсурдно это не выглядело сейчас, еще тридцать лет назад это была рядовая ситуация. А сегодня Украина - это просто другой префикс номеров в телефонной книжке. Мы запросто звоним с мобильника на мобильник и негодуем, когда долго не снимают трубку.

Да что там телефон: все, у кого есть Скайп или Вайбер могут спокойно говорить и видеть друг друга в любой точке земного шара где есть интернет, нажав две кнопки. Можно приехать к родителям в деревню, подключить к простенькому нетбуку 3G модем, настроить скайп и созваниваться хоть каждый день. Мой папа часто играет с младшим в шахматы по Скайпу:

А со старшим они одновременно редактируют документы в новом Офисе для подачи в Роспатент. У них уже есть несколько совместных патентов, а сейчас они готовятся подать новый. В этот раз изобрели электромагнитный способ вывода легких спутников на околоземную орбиту.

Если бы кто-то из будущего сообщил нам тогда в 80-е годы, что сотовая, интернет- и видеосвязь будут рядовым явлением, мы бы вряд ли поверили…

Вспомните сколько поколений аудио носителей появилось и сошло на нет. Пластинки, катушки с пленкой, затем компакт-кассеты, потом компакт-диски, потом мини-диски и, наконец, MP3 - универсальный цифровой формат на любых накопителях. Конечно, по сей день есть ценители винила (или формата flac), но я сейчас не о них. Я о рядовом потребителе. Раньше нужно было найти музыку, найти технику, чтобы переписать с одного носителя на другой, и только потом, наконец, послушать, запись. И помните это шипение? А сегодня, сидя в кафе, мы слышим интересную мелодию, поднимаем телефон с включенной Shazam, определяем исполнителя и тут же закачать себе. Мы даже можем выбрать - купить музыку легально или скачать «для ознакомления».

То же самое и про кино. На заре видеомагнитофонов, когда первые модели начали только-только появляться у самых продвинутых жителей союза, многие ходили друг к другу в гости смотреть кино. Сегодня мы можем начать смотреть фильм дома, затем закачать на телефон или планшет и продолжить «киносеанс» в машине или метро. И даже если мы не ходим в гости, мы можем обсудить последний фильм с друзьями в социальных сетях.

Или игры. В нашем детстве не было даже самых примитивных 8-битных приставок, а сегодня игры обзавелись кинект-сенсором и позволяют не просто лежать или сидеть у экрана с джойстиком, а двигаться, прыгать и сражаться вместе с героями. Моему младшему сыну очень понравились такие игры на Xbox 360:

А как упростилась работа? Попробуйте написать лист текста, не сделав ни одной опечатки или ошибки. Сложно? Тогда вспомните, как раньше работали на печатных машинках. Электрические печатные машинки пришли на смену обычным, но даже тогда невозможно было предположить, что "машинка" станет плоской, легкой и ее можно будет носить с собой. И сегодня с помощью компьютера и облачных сервисов мы можем развернуть целый "рабочий офис" в любом месте - в кафе, дома, аэропорту и т.д.

А если бы советскому человеку сказали, что он может заказывать товары из любых магазинов из-за рубежа? Без очередей и суматохи: узнать все характеристики, мнения специалистов, тех, кто уже пользовался; отложить, подумать и купить, введя лишь 16-ти значный код кредитной карты. Фантастика!

Технологии стремительно развиваются и меняют нашу жизнь кардинальным образом. Конечно, у такого развития есть свои минусы - некоторые люди с головой уходят в виртуальную реальность и начинают терять связь с реальностью настоящей. Но если знать чувство меры, не забывать, что это всего лишь инструменты, качество жизни только лишь повышается. Технологии упрощают работу, объединяют людей и позволяют выходить за рамки ограничений.

Иногда я думаю о том, что ждет нас в будущем. Уже сегодня есть много вполне реальных концепций и сервисов, способных вновь перевернуть нашу жизнь.

Искусственный интеллект: Xbox, например, уже сейчас легко управляется не только жестами, но и голосом. Siri пока говорит лишь по-английски и надо долго подбирать слова, чтобы до нее верно дошел смысл, но в будущем с любыми гаджетами можно будет легко и естественно общаться на родном языке.

Мобильный интернет: Уже по прогнозам специалистов в 2015 году беспроводной интернет обгонит по объемам использования кабельные подключения. Можно бесконечно фантазировать на тему, что даст нам постоянный он-лайн, но точно это будет очень удобно.

Высокая производительность и экономия энергии: Одна из самых больших проблем современных гаджетов - это постоянные зарядки. В будущем все будет иначе: мы будем заряжать телефон раз в месяц и станем еще свободнее и мобильнее. Специалисты Intel уже работают на такими проектами.

Умный дом: Сегодня мой телефон показывает трансляцию с камер, установленных в Долькабаре. В будущем, весь мой дом или офис будут доступны в любой момент. Можно будет не только смотреть, что происходит внутри, но и, к примеру, автоматически заказать продукты, которые кончились в холодильнике, набирать ванну, регулировать климат и так далее.

Дополненная реальность: Еще одна потрясающая технология - дополнение физических объектов виртуальными элементами в реальном времени. Свежевпечатливший пример - приложение Bing Translator, который поддерживает 9 языков и переводит тексты с голоса, при наведении камеры и даже в офлайне. Перевод выводится прямо на экран поверх исходника. Очень круто, находка для поездок - и совершенно бесплатно к тому же.

Кинетические модули: Наряду с голосовым управлением, будет развиваться кинетика. Можно будет смахнуть фильм с экрана на смартфон, пройти с ним на кухню или в другую комнату и развернуть видео на другом экране. Управлять жестами куда более естественно.

Медицина: Каждый технологический прорыв расширяет возможности медицины. Если раньше, чтобы увидеть происходящее внутри человека, часто было необходимо вскрытие, то сейчас, магнитные волны и микроскопические камеры могут проникнуть практически в любой участок тела. В том же Windows 8 есть приложение, где помимо трекера диеты, счетчика калорий, тренировок, рецептов и проверки симптомов, есть подробная 3D-модель человеческого организма. Кстати, мобильное здравоохранение и сфера разнообразных носимых датчиков, которые синхронизируются со смартфонами и выдают полный отчет о самочувствии, развиваются крайне стремительно. В скором будущем, уверен, фраза "диагноз по интернету" перестанет быть ироничной.

Автономные автомобили: это комбайн технологий из сенсоров, искусственного интеллекта, GPS и многого другого. Несомненно, это будет мощнейший прорыв не только в области нашего с вами комфортного и безопасного перемещения, но грузоперевозок.

А какие технологии вы ждете и какие из них, на ваш взгляд, изменят нашу жизнь кардинальным образом в ближайшее время?

Постскриптум

Главное ощущение от эксперимента c Windows - расширение горизонтов: любопытно познакомиться с новыми технологиями. В целом мне показалось, что технологии обеих систем - и Windows и Mac - не уступают друг другу. Все, что представлено в одной системе, можно найти в другой, отличаются они по большому счету "оберткой". В глобальном смысле эта конкуренция и вечные холивары выгодны всем нам, поскольку гарантируют развитие новых сервисов и лучших предложений.

Ну что, мы доказали, что семья маководов может обойтись без привычной системы целый месяц. В итоге, старший ребенок остается на Windows, а я оставляю себе телефон, в качестве второго для интернета в поездках, и ноутбук, так как есть ряд программ и файлов, которые не читаются на маке и второй ноут с Windows бывает необходим. Основным ноутбуком для меня все же остается Мак. Достаю его обратно из сейфа.

Назовите важнейшие достижения технологии прошедших 350 и будущих 350 лет

Стивен Фрай : Будущее всегда смеется над теми, кто пытается его предсказать. Мы недостаточно умны, чтобы предвидеть будущее, и оно всегда приходит неожиданно. И почти всегда сюрпризы преподносит не наука, а человечество: наша реакция на научные открытия бывает удивительной и непредсказуемой.

Тим Бернерс-Ли: Примерно 350 лет назад стало формироваться то, что мы называем «научным подходом»: люди стали выдвигать теории, а потом экспериментально их проверять, то есть появилось все то, что теперь нам растолковывают еще в детском саду. Удивительно, что сегодня, 350 лет спустя, многие люди перестали доверять науке.

Что касается будущего — я не хочу ничего прогнозировать, но мне бы хотелось увидеть, как технологии будут поддерживать демократию и науку. В науке мы имеем дело с очень сложными системами, и один человек просто не в состоянии с этим справиться, поэтому нужны технологии, которые позволят нам решать научные задачи сообща. А демократия — это принцип принятия коллективных решений о том, что делать. И нам нужна технология, которая позволит людям более эффективно принимать эти решения.

Билл Томпсон : Думаю, в будущем гораздо более тесным станет взаимодействие между биологией и IT . Мы сможем мыслями осуществлять ввод данных и управлять машинами, а визуальные сигналы, исходящие от машин, будут обрабатываться нашим мозгом и приниматься за настоящие.

В какой момент никому не известная новая технология вдруг становится общепринятой?

Стивен Фрай : Самым значительным технологическим прорывом последних пяти лет, по-моему, является «Твиттер». Когда он появился, казалось, что это что-то совершенно банальное и бессмысленное. И вот однажды я застрял в лифте. И тогда я написал в «Твиттер»: «Блин! Я застрял в лифте» и сфотографировал себя и тех людей, которые застряли вместе со мной. И буквально через несколько дней все газеты написали про этот сервис. Начался бум «Твиттера».

Тим Бернерс-Ли: Переломные моменты в истории технологии могут быть разными. Например, изначально электронной почтой пользовались в основном на университетских кафедрах. Постепенно имейлы начинало писать все больше и больше людей. Конечно, электронная почта была нужна бизнесу, и в конце концов ограничения на коммерческое использование сети, ранее наложенные Национальным научным фондом США , перестали действовать. И тут наступил переломный момент: люди, до этого с удовольствием пользовавшиеся электронной почтой, вдруг стали снова брать в руки телефон — дело в том, что их достал спам, заваливающий их почту.

Какова ситуация с новыми технологиями за пределами развитых стран?

Стивен Фрай : У людей, не имеющих доступа к интернету, есть опасность оказаться деклассированными из-за цифровой неграмотности, как 150 или 100 лет назад из-за обычной безграмотности. И при этом только в Великобритании 10 миллионов человек никогда не пользовались компьютером.

Тим Бернерс-Ли: Примерно 20 лет я и мои знакомые хакеры писали новые протоколы и создавали разные удивительные штуки для людей, которые любят технологии. Но когда пользоваться интернетом стали 20-25 процентов жителей планеты, мы поняли, что остальным тоже надо этим пользоваться. Почему же они этого не делают? Выясняется, не только из-за того, что у них нет доступа к сети. Может, у них нет телефона с интернет-браузером или софта на их языке? Или все есть, но они не знают, что с этим делать. Возникает вопрос: как им помочь? Ведь нельзя же заниматься интернетом вместо здравоохранения, вакцинации или водоснабжения. Интересно, как все эти вещи переплетаются между собой — и одно нельзя отделить от другого.

Билл Томпсон : Конечно, распространение информационных технологий чрезвычайно важно. Но сейчас мы начинаем понимать, что когда остальные 70-80 процентов населения Земли выйдут в сеть, их воздействие на интернет будет колоссальным. И вряд ли мы все готовы к таким переменам: мы отстраивали интернет под собственные нужды — это заложено во многих протоколах и системах, которыми мы пользуемся. Двигаясь вперед, мы продолжаем отсекать людей от новых ресурсов: они не могут получить к ним доступ из-за низкой скорости интернета. В то время как мы должны, напротив, постараться включить их в свой круг. Ведь интернет — это просто все соединенные между собой компьютеры; любой подсоединенный к сети компьютер так же важен, как сервер в Мичиганском технологическом институте или правительственный сервер.

Как сильно новые технологии изменят нас и нашу жизнь?

Стивен Фрай : В конечном итоге это будут определять люди, а не абстрактные идеи. Мы и представить себе не можем, к каким последствиям — как положительным, так и отрицательным — это приведет. Человечеству вообще свойственны перемены. Сейчас многие жалуются, что из-за интернета люди перестали общаться, как раньше. Но привычный нам способ взаимодействия между людьми появился, когда мы стали жить в городах, а это случилось только после промышленной революции. Вообще почти все, что кажется нам естественным, на самом деле пришло в нашу жизнь недавно. Например, наши прадеды считали, что бить детей — нормально.

Джим Хаселоф: Аналогии тому, о чем вы говорите, можно найти в биологии. В результате постоянного отбора мы получили культуры и животных, очень сильно отличающиеся от тех, с которыми имели дело наши предки. Сейчас мы научились напрямую и гораздо более осмысленно менять свойства культур, но мы уже успели привязаться к существующим культурам, и они кажутся нам естественными. Между тем они совершенно неестественны. Их отобрал человек.

А как новые технологии повлияют на культуру?

Стивен Фрай : С тех пор как изобрели печатный станок, люди боялись, что быстрое распространение идей плохо повлияет на культуру и на человеческий разум: люди перестанут, как подобает, изучать семь свободных искусств и начнут читать эти глупые книжки. Когда широкое распространение получили романы, многие пришли в ужас: они казались вульгарными и непристойными. Потом появились бульварные романы и детективы, потом кино, потом телевидение, потом видеоигры. И все это должно было разрушить человеческий мозг.

О какой новой технологии вы мечтаете?

Дэйм Вэнди Холл: Я мечтаю о телепортации. Будет здорово, если мы научимся перемещать атомы по интернету. Правда, тут понадобятся интернет-протоколы для передачи атомов, и тогда до ошибки 404 лучше не доводить.

Билл Томпсон : Мне бы хотелось, чтобы все технологии исчезли из поля зрения. Я хочу вместо технологий просто видеть других людей.

Стивен Фрай : В сериале «Стар Трек: Следующее поколение » мне всегда нравилась голографическая комната Holodeck . Там на стенах можно было запустить программу имитации чего угодно — например, истории из прошлого. То есть создавать с помощью воображения другие миры. Но ведь мы умеем это делать с того момента, как научились говорить и писать: люди рассказывают истории, пишут стихи и проникают в мысли других людей. Так что на самом деле единственная важная технология — это язык: способность соблазнять, восхищать, интриговать, озадачивать и обманывать других людей словами.

Наибольшие изменения, конечно же, связаны с развитием интернета, мобильных технологий и беспроводной связи, которые кардинально изменили включенность значительной части населения Земли в единое информационное пространство. Однако и в других сферах произошел впечатляющий прогресс.

Доступ в интернет

Это может показаться дикостью, но в 2005 году, по данным J"son & Partners, 95% пользователей интернета в России выходили в сеть дома через dial-up, то есть через модем, который дозванивался на телефонную станцию и с характерным шипением устанавливал медленное и нестабильное соединение.

Дорогостоящий широкополосный доступ на скорости 10-100 Мбит/с был доступен лишь небольшой части пользователей через домовые локальные сети, DSL и на работе.

В 2015 году в России практически к любому более-менее крупному населенному пункту подведены оптико-волоконные линии связи, предоставляющие доступ в интернет на скорости 1 Гбит/с.

Dial-up модем в 2005 году был средством выхода в интернет для многих россиян

В мобильной связи в области пакетной передачи данных, то есть для выхода в интернет, в 2005 году господствовал стандарт GPRS, который в лучшем случае обеспечивал скорость соединения 80-100 Кбит/с, и начал появляться EDGE со скоростью передачи данных до 474 Кбит/с.

Лицензии на коммерческую эксплуатацию 3G со скоростями передачи данных свыше 1 Мбит/с «большая тройка» получила только в 2009 году, и то с ограничениями по частотному спектру со стороны военных.

В 2015 году во многих регионах России уже доступна связь стандарта 4G, то есть свыше 100 Мбит/с для движущихся объектов и до 1 Гбит/с — для стационарных, а в мире запускаются «пилотные» проекты 5G-сетей со скоростью до 10 Гбит/с, предназначенных не только для «обычного» интернет-доступа, но и для интернета вещей, носимых гаджетов, «умных» автомобилей и виртуальной реальности.

Сотовые телефоны

В 2005 году Nokia и Motorola были самыми распространенными брендами сотовых телефонов. Экраны с разрешение 320х240 или 320х480 и никаких тач-интерфейсов — навигация по меню телефона осуществлялась джойстиком.

Само собой, с такого устройства пользователям был доступен только просмотр почты и WAP-версий сайтов, о полноценном серфинге в интернете и социальных сетях речи не шло.

Сотовые телефоны образца 2005 года

Сейчас нам доступны мощные смартфоны с разрешением экрана 4K и полноценный доступ в интернет. По данным Mail.Ru, от 25 до 35% аудитории «ВКонтакте», «Одноклассников», «Моего мира» и почты пользуются ими исключительно с мобильных устройств.

Но надо отдать должное производителям мобильников десятилетней давности. Практически каждый девайс, появлявшийся на рынке, имел уникальный (а подчас и совершенно удивительный) дизайн. Сегодня же основные подвижки в дизайне устройств крутятся вокруг острых или закругленных углов, а также расположения боковых клавиш.

Планшеты

Попытки обеспечить бизнес-пользователей мобильными устройствами, которые не весили бы по несколько килограммов и позволяли бы удобно работать даже на ходу, то есть планшетными компьютерами, делались еще в прошлом веке (пионером в этой области была Palm), но до iPad все продукты были исключительно «для гиков».

Билл Гейтс: «Планшеты — это круто!»

В 2005 году Intel совместно с Microsoft работали над платформой UMPC, а еще раньше, в 2002 году, Microsoft представила планшетную версию Windows XP.

Устройства, выпускаемые разными производителями на ее основе, позволяли полноценно пользоваться офисным пакетом Microsoft и осуществлять ввод при помощи стилуса.

Спустя более чем десятилетие... почти ничего не изменилось: iPad Pro позволяет пользоваться офисным пакетом Microsoft и осуществлять ввод при помощи Apple Pen. Однако тач-технологии, несомненно, сделали использование планшетов более естественным для человека. Для старшего поколения именно планшеты открыли интернет.

Веб-сервисы

В 2005 году, когда Facebook еще называлась theFacebook и была проектом двух студентов Гарвардского университета для аудитории своего вуза, веб-сервисы выполняли весьма узкий набор функций.

Почта была просто почтой, поисковик — просто поисковиком, мессенджер — мессенджером, а YouTube только разместил свой первый 18-секундный ролик любительской съемки из зоопарка Сан-Диего.

В это время наибольшей популярностью пользовались сервисы мгновенных сообщений ICQ (в мире) и AIM (в США). К 2005 году количество пользователей ICQ превышало 100 млн, а AIM к 2005 году достиг показателей в 500 млн аудитории и 3 млрд сообщений в день.

В 2015 году Google, Facebook, Apple, Microsoft и другие крупные интернет-компании стараются построить на базе своих веб-сервисов всеобъемлющие информационные системы с помощью искусственного интеллекта.

Они собирают информацию о пользователе и его поведении, общаются с ним на «естественном» языке при помощи голосовых персональных помощников, сообщают ему последние новости, рекомендуют покупки и т.д.

Мессенджеры в связи с этим пережили ренессанс и получили важное место в системе, благодаря стремительному росту «только мобильной» аудитории, а также предрешили судьбу SMS, которые постепенно уходят из нашей жизни.

Хранение и передача информации

В 2005 году лидером в хранении и передаче больших объемов информации (из рук в руки) были перезаписываемые оптические диски.

Если получить контент (фильмы, музыку, дистрибутивы игр и программ) можно было за ночь скачивания по торрентам, то хранить, переносить и обмениваться им удобнее всего было при помощи старых добрых «болванок».

DVD-болванки были неотъемлемым атрибутом интернетчика

В 2015 году теряют актуальность не только «болванки», но терабайтные внешние жесткие диски — хранение и работа с данными для пользователей и бизнеса все больше и больше уходит в облака. Распространение музыки и видео уходит в легальный сегмент через стриминговые сервисы, которые ищут приемлемые способы монетизации и обеспечения качества услуг. Игры и программное обеспечение распространяются через онлайн-магазины контента.

Технологии движутся в направлении того, что скоро потеряет актуальность скачивание и установка приложений — все будет происходить в облаке, а пользователь будет видеть на экране лишь результат.

Телевидение

В 2005 году телевидение чувствовало себя отлично и активно внедряло цифровые форматы вещания. В магазинах появились плазменные и LCD плоские телевизоры с диагональю 37 дюймов.

Сегодня телевизор — это скорее видеопанель с разрешением 4K и поддержкой стереоизображения, а вещательное телевидение уступает место Smart-TV уже и в России. К телевизору подключены интернет и стриминговые сервисы, а устройства вроде Apple TV и Google Chromecast позволяют запускать мобильные игры на большом экране.

Если в 2006 году Nintendo Wii стала одной из самых успешных игровых консолей за всю историю японской компании, то сегодня Nintendo уходит с этого рынка и вкладывается в разработку мобильных игр.

Высокотехнологичные компании

В 2004 году Google вышел на IPO (выпустил свои акции на биржу) исключительно как поисковик. Даже карты Google Maps появились позднее. К 2015 году IPO интернет-компаний — это каждый раз большое событие для рынка.

Некоторые IPO, такие как выход Alibaba на Нью-Йоркскую фондовую биржу, ставят исторические рекорды.

Сейчас основной интернет-бизнес высокотехнологичных компаний рассматривается в комплексе с их инновационной деятельностью в области робототехники, чистой энергии, умных автомобилей, виртуальной реальности, искусственного интеллекта и космоса.

Какой станет эта жизнь, когда технологии полностью вытеснят человека из целых сфер и отраслей, оставив ему роль пассивного наблюдателя и получателя услуг? Председатель совета директоров Mail.Ru Group и основатель компании Grishin Robotics Дмитрий Гришин вместе с журналом РБК выбрал семь индустрий, которые уже существуют и обещают стать огромными

Беспилотные автомобили

«Мы снова превратим парковки в парки» — цитата сооснователя мобильного приложения по вызову такси Lyft Джона Циммера лучше всего иллюстрирует перспективы развития индустрии беспилотных автомобилей. Технология, еще несколько лет назад ходившая в ряду футуристических проектов, бурно развивается силами технологических корпораций и автопроизводителей и грозит изменить уклад всей экономики будущего. В том, что автопром стоит на пороге «беспилотной» революции, уверены аналитики ведущих консалтинговых компаний мира. По прогнозу McKinsey, к 2030 году 15% всех новых продаваемых автомобилей будет управляться без помощи водителя. Эксперты Goldman Sachs в том же горизонте ожидают показателя в 60% продаж. Еще в менее отдаленной перспективе — 2020-м — на дорогах всего мира оттачивать беспилотную технологию будет 10 млн машин, подсчитали эксперты BI Intelligence.

Tesla начала оснащать все новые автомобили функцией автопилота, беспилотные электромобили Renault вывел на улицы Бостона стартап ruTonomy, «гугломобили» наездили по трассам пяти штатов более 3 млн км, GM за $600 млн купил стартап по разработке беспилотных машин Cruise, Uber и Volvo запустили в Питтсбурге тестовый проект беспилотных такси стоимостью $300 млн, а фирма Otto (в июне куплена Uber за $680 млн) организовала первую в истории перевозку коммерческого груза (50 тыс. банок пива) — все это новости только последних месяцев. По прогнозу Morgan Stanley, массовое внедрение технологии случится в 2026-м, когда беспилотные автоперевозки окончательно перейдут из разряда утопии в экономическую реальность, а переломный момент наступит на рубеже 2020-х.

В ближайшие годы игрокам рынка предстоит согласовать правила «существования» беспилотных машин с регуляторами. Согласно Женевской конвенции, за рулем транспортного средства обязан присутствовать человек, а эксперименты во всех странах пока проводятся по согласованию с властями. Также им необходимо довести до ума технологию полностью «бесчеловечного» управления, когда вмешательство водителя не будет требоваться ни на одной из стадий движения.

Согласно классификации Национального управления по вопросам безопасности на транспорте США (NHTSA), «цифровизацию» процесса вождения можно поделить на пять уровней. Первые три уровня объединены под аббревиатурой ADAS — advanced driver assistance systems, «развитые технологии поддержки водителя». Первый — «помощь», когда машина помогает водителю исполнять одно конкретное действие (например, удержание скорости круиз-контролем), но управление осуществляет человек. Второй уровень — «выстраивание доверия», когда машина сама двигается по определенному маршруту, но в случае отклонения от заданных параметров возвращает «бразды правления» человеку. Так устроен, к примеру, автопилот Tesla. Третий уровень называется «перехват контроля» и предполагает умение машины совершать маневры (например, перестраиваться в другой ряд при возникновении препятствий на пути). Таким навыком может похвастать прототип Audi A7, уже бороздящий трассы Калифорнии.

Человек на третьем уровне берет на себя управление, когда погодные условия нарушают работу сенсоров или на дороге отсутствует разметка. Четвертый уровень — «внутри колледжа» — предполагает полностью автономное движение транспортного средства, но лишь на ограниченной, известной автопилоту территории, например на территории университетского кампуса. Наконец, пятый уровень — «зрелость» — это беспилотный автомобиль, способный управляться сам в любых местах и при любых внешних условиях. Ни водителя, ни педалей газа и тормоза — только полностью автономная машина, время в которой человек может потратить как угодно. До этого уровня мечтает подтянуть свой продукт корпорация Google, один из первопроходцев индустрии. А стартапы Delphi и Mobileye обещают коммерческие экземпляры машин уровней четыре и пять в 2019-2020 годах.

Когда технология будет масштабирована, беспилотные автомобили сократят статистику ДТП с летальным исходом, которые в 90% случаев происходят по вине водителя. По данным ВОЗ, в мире в среднем происходит не менее 3,5 тыс. таких аварий в день. Накопленная статистика Tesla свидетельствует, что автопилот как минимум вдвое снижает риск «человеческого фактора». Первое «беспилотное» ДТП, в котором погиб водитель, случилось в июне 2016 года, после того как машины от Илона Маска наездили более 200 млн км в автоматическом режиме. В обычном автомобиле вероятность гибели на дорогах США — 1 на 97 млн км. Также беспилотные машины не менее чем на 20% уменьшат вредные выбросы в атмосферу, свидетельствовали результаты европейского эксперимента SARTRE. По данным Morgan Stanley, на автомобили приходится 45% мирового потребления топлива — примерно 1,9 трлн л бензина в год.

Дроны-доставщики

Июнь 2016 года стал вехой в истории американской индустрии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), или, как их часто называют в обиходе, дронов. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) дало согласие на использование устройств в коммерческих целях. При этом регулятор оговорил целый набор ограничений: оператор дрона обязан не терять его из виду, дрон не может подниматься на высоту более 121 м и весить более 25 кг, бизнес должен проходить перерегистрацию в FAA каждые два года.

Эти барьеры призваны минимизировать риск столкновения беспилотников с самолетами и другими предметами в воздухе, но они же тормозят самые амбициозные проекты по использованию квадрокоптеров, например для доставки товаров крупнейшего в мире онлайн-ретейлера Amazon.com. Тем не менее даже половинчатое решение FAA отрасль встретила ликованием: например, крупнейший в мире производитель дронов, китайская DJI (оценка инвесторами — $12 млрд, выручка в 2015 году — $1 млрд), назвала одобрение американского регулятора «голосом доверия».

Министр транспорта США Энтони Фокс в интервью журналу Wired пообещал еще сильнее либерализовать бурно растущую индустрию до своей отставки в январе 2017-го. Возможно, для дронов высвободят определенные траектории и ограничат их использование в зонах полетов авиации. Строгое регулирование необходимо в любой стране с развитым внутренним авиасообщением: только в США таких рейсов совершается по 30 тыс. в сутки, объяснял Фокс. Вдохновение для будущих реформ он черпает в истории успеха стартапа Zipline, который привлек около $50 млн от инвесторов. Zipline — первый пример производителя и оператора дронов, который согласовал систему полетов аппаратов на национальном уровне.

С октября 2016-го американские беспилотники доставляют лекарства и биоматериалы между 21 медицинским учреждением Руанды.

По прогнозу аналитической компании Markets & Markets, темпы роста отрасли год к году не опустятся ниже 32% как минимум до 2020-го, когда объем рынка достигнет $5,6 млрд. Эксперты BI Intelligence еще более оптимистичны и дают прогноз объема рынка $12 млрд к 2021 году. Инвесторы подкрепляют эти ожидания солидными вложениями: согласно подсчетам экспертов CB Insights, в 2015 -2016 годах объем инвестиций в производителей дронов превысил $830 млн, что почти в 4,5 раза больше совокупного показателя предыдущих трех лет.
Гегемонии DJI угрожают все новые конкуренты, зачастую изначально не ориентированные на разработку беспилотников. Например, в направлении дронов органически развивается бизнес производителя «экстремальных» камер GoPro (выручка в 2015-м — $1,4 млрд). В июле 2016-го в тестовый полет отправился беспилотник Facebook — Aquila. Этот дрон с размахом крыльев, сравнимым с Boeing 737, — инструмент реализации визионерской затеи Марка Цукерберга по распространению интернета в самых труднодоступных районах земного шара (над схожей технологией сегодня работает и Google, реализация намечена на 2017-й). Не оставляют надежд на внедрение дронов в логистические цепочки такие гиганты, как UPS и DHL. Немецкая корпорация в 2016 году, к примеру, успешно провела эксперимент по доставке посылок в высокогорья Альп. Также масштабирование отрасли важно производителям чипов — NVIDIA, Intel, Qualcomm и Ambarella. Для них дроны — новый драйвер роста на фоне стагнирующих продаж мобильных устройств и затухающих — персональных компьютеров.

Большие перспективы у беспилотников в сельском хозяйстве. По прогнозу аналитической компании Juniper Research, уже в 2016-м 48% всех коммерческих продаж дронов в сегменте B2B (их объем оценивается в $481 млн) придется на аграриев. Дрон для высокотехнологичного мониторинга сельхозугодий ценой менее $1 тыс., к примеру, выпускает главный американский конкурент DJI — 3D Robotics. Бизнес-потенциал дронов востребован и в ретейле, строительстве, производстве видеоконтента — трудно найти отрасль, которой бы не пригодились функции БПЛА.

Всю емкость глобального рынка «решений, использующих дронов в коммерческих целях», аналитики PwC по итогам 2015 года оценили в $2 млрд. Но уже к 2020-му, по их расчетам, сумма взлетит до $127 млрд. Консалтинговая компания сравнила экономический эффект для бизнеса от использования беспилотников с распространением персональных компьютеров в 1980-х годах, также перевернувшим множество отраслей.
И это исследование еще не учитывает сегмент рынка дронов, используемых военными и полицейскими. По оценке аналитической компании Intense Research, рынок «боевых» дронов к 2021 году вырастет до $21 млрд с $3 млрд в 2014-м. Основными бенефициарами этого бума станут подрядчики Пентагона, в зарубежных военных операциях вверяющего все больше полномочий беспилотникам, например концерн Lockheed Martin.

3D-промышленность

В 2012 году журнал The Economist опубликовал статью с программным названием «Третья индустриальная революция». В ней 3D-печать была поставлена в один ряд с такими прорывными изобретениями, как паровой двигатель (первая индустриальная революция) и конвейерное производство (вторая индустриальная революция). А уже в 2015 году на Всемирном экономическом форуме децентрализованное производство (distributed manufacturing) было названо одним из самых важных технологических трендов времени.

«При традиционной системе исходные материалы привозятся и собираются вместе на больших заводах, из них получаются одинаковые товары, которые потом продают потребителю. При децентрализованном производстве сырье и шаблоны для производства находятся в разных местах, и конечный продукт выпускается очень близко до конечного пользователя», — написал специально для сайта форума вице-президент IBM Бернард Мейерсон. В качестве примера новой экономики он приводит американскую мебельную компанию AtFAB, которая продает цифровые версии инструкций по изготовлению дизайнерской мебели. Каждый может загрузить их, а потом напечатать с помощью 3D-принтера.

Фундамент для кардинальных изменений готовился десятилетиями. Нынешние лидеры рынка 3D-принтеров были основаны еще в 1980-х. В 1986 году изобретатель лазерной стереолитографии Чак Халл основал компанию 3D Systems. В 1989 году автор метода послойного наплавления Скотт Крамп зарегистрировал фирму Stratasys. В том же году в Германии появилась компания EOS, которая впоследствии предложила миру технологию direct metal laser sintering — «прямое спекание металла лазером». 1990-е и 2000-е ушли на эксперименты с технологиями, удешевление стоимости установок. Постепенно вошел в употребление специальный термин additive manufacturing (AM; «послойное производство»). Его принято использовать для того, чтобы отличить промышленное использование 3D-печати от учебного или развлекательного.

Революционный прорыв произошел в первой половине 2010-х. Если в 2010 выручка Stratasys составила $118 млн, то в 2015-м — уже почти $700 млн, идущие на втором месте 3D Systems закончили 2010 год с показателем $159,9 млн, а 2015-й — с $666 млн. «Изначально 3D-печать воспринималась как один из способов создания прототипа... Однако технология вышла за пределы прототипирования. Оказалось, что с ее помощью можно делать конечные товары», — объясняют успех в Boston Consulting Group.

По оценке американской Wohlers Associates, к 2011 году аддитивные технологии стали основными для нескольких отраслей промышленности, в частности для производителей слуховых аппаратов. Активно стали использовать AM поставщики зубных протезов, коронок и другой стоматологической продукции.

Спустя пять лет, в конце 2015-го, 3D-технологии внедрены на 71% промышленных предприятий в США, отмечают в PricewaterhouseCoopers. Из них лишь 17,4% пока не определили своего отношения к 3D-печати (experimenting to determine). При этом еще в 2014-м доля колеблющихся была существенно больше — 28,9%.

Среди крупных компаний, которые уже активно используют аддитивные технологии, можно встретить General Electric (реактивные двигатели, медицинские приборы, детали бытовой техники), Lockheed Martin, Airbus и Boeing (элементы конструкции самолета), Aurora Flight Sciences (беспилотные летательные аппараты), Siemens (запчасти для газовых турбин). Еще в 2014 году лишь 0,9% американских производителей использовали 3D-принтеры для выпуска конечной продукции. В 2015-м таких уже было 6,6%, отмечают в PwC. Одновременно увеличилось и число тех, кому технология нужна как для прототипов, так и для товаров, поставляемых на рынок, — с 9,6 до 13,2%.

Важным признаком прихода аддитивных технологий в реальное производство является рост спроса на оборудование по 3D-печати из металла. Аналитики INDTechEx называют это направление самым быстрорастущим и прогнозируют, что к 2025 году емкость рынка достигнет значения $3,9 млрд. В 2014 году совокупный рост продаж составил 48%, но сейчас он замедлился. Во втором квартале 2016 года продажи 3D-принтеров, работающих с металлом, выросли на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, указывает британская Context. В количественном выражении на долю этого сегмента пришлось 9% всех продаж на рынке промышленных 3D-принтеров, в денежном — 35%.

В период с 2016 по 2022 год рынок аддитивных технологий будет расти на 29,2% в год, полагают в Markets & Markets. Революционная поступь 3D-печати может привести к глобальному экономическому слому — возвращению мировых промышленных гигантов на родину из Китая и других стран, где в предыдущие годы было выгоднее размещать реальное производство.

Искусственный интеллект

Перспективы искусственного интеллекта (ИИ) еще никогда не обсуждали так живо, как в 2016-м. ИИ от Google теперь выдает ответы на поисковые запросы: через алгоритмы сжатия текста он определяет релевантную информацию на конкретной странице и показывает ее пользователю. Нейронная машина перевода от компании, которую программисты учили переводить с английского на японский и обратно и с английского на корейский и обратно, в итоге научилась переводить с японского на корейский и обратно, выработав собственный внутренний язык interlingua, не доступный человеку.

Также алгоритмы ИИ Google, разработанные при поддержке исследователей из Оксфордского университета, на 35% лучше профессионала-лингвиста умеют читать по губам: «скормив» ИИ 5 тыс. часов видео, авторы эксперимента позднее выбрали 200 случайных фрагментов, на которых человек смог «прочитать» 12% слов, а «машина» — 47%. Наконец, поисковый гигант запустил эксперимент для простых пользователей — игру Quick, Draw! За 20 секунд человек должен нарисовать на экране заданный предмет, а ИИ, опираясь на накопленную базу данных, должен угадать, что изображает его «живой» оппонент.

Не менее увлекательными были эксперименты Microsoft: в мае корпорация запустила в Twitter самообучающегося за счет алгоритмов ИИ бота по имени Мэй, который немедленно научился у пользователей-троллей «дурному» и спустя сутки общения с аудиторией начал признаваться в симпатиях к Адольфу Гитлеру и отпускать сексистские замечания. А алгоритм распознавания текста Deep Text от Facebook в экспериментальном формате пробует угадывать пожелания аудитории, опираясь на контент, размещаемый в соцсети. Например, ИИ через мессенджер предложит пользователю вызвать такси, если тот «текстом» сообщит о намерении выдвинуться в определенное место.

Технологии ИИ, по выражению аналитика консалтинговой компании Frost & Sullivan Марка Коха, стремительно «демократизируются». Научная фантастика превращается в бизнес: по прогнозу банка Bank of America Merrill Lynch, к 2020 году рынок услуг, опирающихся на разработки ИИ, вырастет до $153 млрд, из этой суммы $83 млрд придется на решения для робототехники, включая дроны и беспилотные автомобили, а $70 млрд — на сегмент аналитики больших данных.

Ключевой подраздел ИИ, драйвер роста формирующегося рынка, — машинное обучение. Алгоритмы искусственных нейронных сетей, которые «осмысляют» данные по принципу работы человеческого мозга, все чаще ложатся в основу продуктов, ориентированных на конечного пользователя. Например, нейросети пропускают через себя сотни тысяч или миллионы изображений, чтобы уметь точно угадывать внешность конкретного человека или обрабатывать фотографии в стиле конкретного художника. В феврале российский стартап N-Tech.Lab выпустил первое в мире мобильное приложение для знакомств FindFace, которое с точностью выше 70% по фото определяет человека, если у того есть аккаунт в соцсети «ВКонтакте». А летом российский рынок захватило приложение для обработки фотографий Prisma, также опирающееся на алгоритм нейросетей (на сегодня, по данным TechCrunch, у сервиса 70 млн скачиваний).

Чуть ранее первый продукт — платформу OpenAI Gym — представила некоммерческая компания основателя Tesla Илона Маска и президента Y Combinator Сэма Альтмана OpenAI. Бизнесмены пообещали вложить не менее $1 млрд в развитие открытого, доступного и дружественного ИИ без риска изобретения враждебного человечеству конкурента. Gym — софт для разработки алгоритмов «обучения с подкреплением», при котором объект обучения развивается, самостоятельно взаимодействуя с внешней средой. Системы, построенные на платформе от OpenAI, могут, например, обучаться настольным и видеоиграм или управлению роботами.

Новый рынок требует новых навыков от специалистов: разработчики ИИ в отличие от традиционных программистов не просто пишут код, а управляют программами, которые самостоятельно обрабатывают данные, снимая часть работы с человека. «Кадровый» вопрос угрожает не только программистам: технологии ИИ уничтожат множество профессий, от заводских рабочих до брокеров Уолл-стрит: в перспективе двух десятилетий Bank of England прогнозирует замену робототехникой и софтом 48% всех рабочих мест, а аналитики ArkInvest предсказывают потерю 76 млн рабочих мест только в США (для сравнения, это почти в 10 раз больше, чем было создано за период президентства Барака Обамы).

Пока разработчики, несмотря на успехи в развитии алгоритмов машинного обучения, могут похвастать прогрессом лишь в том, что определяется исследователями как «узкий» (Narrow) ИИ, отмечалось в октябрьском исследовании Национального совета по науке и технологиям США (NSTC). Машинное обучение позволяет технологии самой распознавать речь или изображение, играть в стратегии, вести машину по трассе, планировать путешествия, рекомендовать рекламу и решать другие прикладные задачи. «Общий» (General) ИИ в противовес «узкому» остается технологией будущего. Это будет имитация «развитого», комплексного человеческого мышления, констатируют эксперты NSTC.

Дополненная реальность

Говорить о дополненной и виртуальной реальности (AR и VR) люди начали давно: первые разработки появились еще в 1960-х годах в США. Так, ученый Мортон Хейлиг в 1962 году запатентовал систему Sensorama — внешне напоминающую игровой автомат машину, которая показывала 3D-изображение. А один из первых шлемов виртуальной реальности создал американский разработчик Айвен Сазерленд в 1968 году. Но эти проекты были скорее научными экспериментами.

Первый бум виртуальной реальности случился в 1990-х годах с массовым выпуском 3D-видеоигр и фильмов, пишут аналитики Goldman Sachs. Тогда VR-революция не произошла из-за недостаточно развитых технологий. Начало нового бума, считают в Goldman Sachs, ознаменовала покупка соцсетью Facebook в 2014 году за $2 млрд стартапа Oculus, разработавшего шлем виртуальной реальности.

В отличие от 1990-х годов компьютеры теперь способны изображать виртуальный мир реалистично, а дисплеи и сенсоры стали лучше и дешевле, хотя рынок VR и AR только начинает формироваться. Согласно прогнозу аналитической компании IDC, через пять лет он вырастет в 30 раз — с $5,2 млрд в 2016 году до более чем $162 млрд в 2020-м.

В первую очередь развитию технологий дополненной реальности способствует массовое распространение смартфонов и мобильного интернета. Типичный пример — успех игры Pokémon Go, которая через несколько часов после выхода в июле 2016 года возглавила рейтинги приложений в iOS и Android и за неделю подняла капитализацию компании-владельца Nintendo на 70%. Причем всего четыре года назад тот же разработчик, компания Niantic, уже выпускала игру с дополненной реальностью — Ingress, но выручка от нее за три года, по подсчетам SuperData и SensorTower, оказалась меньше, чем доходы от Pokémon Go за сутки ($1,1 млн против $1,4 млн).

Распространение производительных смартфонов стимулирует появление недорогих шлемов виртуальной реальности, объяснял аналитик IDC Крис Чьют, чьи слова приводились в сообщении компании в августе 2016 года. Такое дешевое устройство выпустила, например, корпорация Google в 2014 году. Шлем виртуальной реальности от Google — это небольшая картонная коробка с двумя линзами стоимостью от $7 до $15, на которую крепится смартфон. Линзы позволяют пользователю видеть объемное изображение, запуская на устройстве соответствующие приложения, например игры.

Более продвинутые шлемы виртуальной реальности выпустили многие крупные производители электроники: Microsoft, Samsung, HTC, Samsung, LG, Sony. По итогам 2016 года лидером по продажам VR-шлемов, согласно прогнозу SuperData, будет Samsung: компания поставит 3,5 млн устройств Samsung Gear VR. Еще 2,6 млн шлемов PlayStation VR продаст Sony, 0,7 млн — Oculus Rift и 0,4 — HTC Vive. Цены на устройства снижаются, шлемы становятся более доступными для потребителей. Goldman Sachs проводит аналогию с тем, как дешевели гаджеты в прошлом: например, стоимость ноутбука за 20 лет, с 1994 по 2014 год, снижалась в среднем на 6,5% в год, цена смартфона в течение десяти лет опускалась в среднем на 5% ежегодно.

За первые два месяца 2016 года инвестиции в технологии VR и AR превысили годовую отметку $1 млрд, выяснили аналитики DigiCapital (для сравнения: за весь 2015 год суммарные вложения на рынке составили $700 млн). Львиная доля этой суммы пришлась на одну инвестицию: в феврале один из самых секретных стартапов, Magic Leap, привлек почти $800 млн от группы инвесторов, среди которых — Alibaba, Google, Warner Bros, J.P. Morgan и Morgan Stanley. О Magic Leap известно немного: как писал журнал Wired, компания работает над очками так называемой смешанной реальности (MR), которые показывают пользователю виртуальные объекты, но остаются прозрачными, так что он видит и окружающий мир. После последнего раунда инвестиций оценка компании, которая еще даже не представила свой продукт, составила $4,5 млрд, что в три раза больше всех привлеченных ею средств. К 2020 году, по подсчетам Markets and Markets, глобальный рынок MR составит $453 млн со среднегодовым ростом 75% в течение пяти лет.

Носимые устройства — только часть зарождающего рынка. К 2025 году 56% доходов рынка дополненной и виртуальной реальности будут приносить продажи оборудования, а 44% придется на софт, считают аналитики Goldman Sachs (по базовому сценарию их прогноза, в целом рынок составит $80 млрд). И то, как люди будут применять новые гаджеты, зависит от того, какие приложения создадут для них разработчики, считают в IDC.

Если всего 25 лет назад управлению компьютером надо было учиться, сейчас пользователи смартфонов и планшетов просто берут их в руки и начинают работать. Технологии виртуальной и дополненной реальности снова изменят способ нашего взаимодействия с компьютером и сделают его еще более интуитивным, пишут эксперты Goldman Sachs. Чтобы давать команды, мы будем использовать жесты и графику, а изображение не будет ограничено размером дисплея.

Новая медицина

В начале июня 2016 года журнал Forbes «обнулил» состояние самой молодой женщины в списке миллиардеров — основательницы биотехнологического стартапа THERANOS Элизабет Холмс. Компания, которую инвесторы оценивали в $9 млрд, ранее была уличена в мошенничестве: якобы инновационная технология анализа крови от Theranos оказалась неэффективной в сравнении с традиционными методами анализа. Ущерб был нанесен по репутации не только отдельного стартапа, но и всего рынка, надувающего пузыри вокруг революционных (на словах!) идей, не доказавших состоятельность на деле.

Компании, которые разрабатывают инновационные технологические решения для медицины, могут извлечь для себя урок из провала Theranos. «Бизнес не должен достигать таких масштабов без должного уровня раскрытия и верификации результатов диагностики», — говорил в интервью Wired профессор Университета Мичигана Муниш Тевари. Стратегия «сделать шаг назад, чтобы затем сделать два вперед» иногда срабатывает. Например, компания бывшей жены Сергея Брина Анн Войжитски 23andMe, которой Управление по надзору за качеством продуктов и медикаментов США (FDA) в 2013 году запретило проводить генетические тесты для физлиц, изменила бизнес-модель, переключившись на клинические исследования накопленных результатов. В итоге в 2015-м стартап привлек новые инвестиции в размере $115 млн, вышел на операционную рентабельность и убедил FDA в эффективности как минимум одного теста для конечных потребителей (по выявлению генетической предрасположенности к синдрому Блума), которому был снова дан зеленый свет.

Рынок постоянно находится в поиске прорывных проектов. В мае 2016-го в Нью-Йорке начался эксперимент с участием 21 больницы: доктора при приеме пациентов по результатам опроса заполняют форму в программе диагностирования, основанной на анализе больших массивов данных. По итогам «машина» оценивает вероятность того или иного заболевания. Список диагнозов от искусственного интеллекта пока невелик, но с высокой долей вероятности определить риск пневмонии он уже умеет. По расчетам разработчиков программы, их решение поможет экономить на анализах и лекарствах, например до 25% на употреблении антибиотиков.

Google обучает свои алгоритмы диагностике диабета, которым болеют более 420 млн людей во всему миру: нейросеть распознает признаки заболевания по фотографии сетчатки глазного дна, сравнивая изображение с базой из почти 130 тыс. фото. Первые клинические результаты тестов по эффективности не уступали обследованиям высококлассных офтальмологов, поучаствовавших в проекте. Роль исследований с помощью машинного обучения неизбежно будет расти: по расчетам аналитика Питера Хинссена, только в 2011 годe совокупный объем данных, накопленных в здравоохранении, составил 150 экзабайт и с тех пор растет на 1,2-2,4 экзабайта в год (1 экзабайт — объем данных, которые поместятся на 250 млн DVD-дисков).

Перспективные разработки исследователям позволяет вести и робототехника. Например, в июне FDA одобрила проведение диагностики новым медицинским роботом ARES от засекреченного стартапа Auris Surgical, созданного Фредериком Моллом, основателем компании-производителя самого известного на рынке робота-хирурга da Vinci — Intuitive Surgical (более 3 тыс. da Vinci — каждый стоимостью около $2 млн — с 2012 года провели по всему миру более 200 тыс. операций под управлением хирургов-операторов). ARES, по данным источников IEEE Spectrum, в перспективе будет проводить операции без помощи человека на горле, легких и желудке. Auris в 2015 году привлек $150 млн от ведущих венчурных инвесторов Кремниевой долины, включая Питера Тиля.

Еще один пример медицинского робота — Hero от одноименного стартапа из Техаса. Похожий на кофе-машину аппарат помогает пациентам четко соблюдать график приема лекарств: в программу Hero заносятся данные о периодичности и длине срока приема, а также загружаются контейнеры с таблетками или пилюлями. Остальное Hero делает сам: ровно в назначенное время он «просыпается» и выдает необходимую дозу медикаментов. Миссия стартапа — снизить число ошибок при приеме лекарства: только в США, согласно статистике Национального института наркологии, от последствий неправильной дозировки или нарушения срока приема медикаментов в год страдают 4,6 млн человек. Hero вышел на рынок летом 2016 года по цене $399 за штуку, его создатели надеются, что робот будет полезен как клиникам, так и частным пользователям.

Самые перспективные и не ориентированные на коммерческий успех роботы производятся в недрах исследовательских лабораторий университетов. В ноябре 2016 года ученые Гарварда, к примеру, обнародовали в журнале Cell Systems статью, описывающую робота-курильщика. Он представляет из себя искусственный бронх с живыми человеческими клетками. Робот подкрепил научную статистику о негативном эффекте курения в виде повышения риска развития хронической болезни легких.

«Умные» дома

В 2001 году газета The New York Times писала о сенсорах, реагирующих на звук и движение, или камерах, отслеживающих состояние пожилых жильцов, как о разработках, имеющих шансы наполнить «умные» дома. Уже в середине 2000-х годов эти проекты стали реальностью: производители электроники начали предлагать рынку первые продукты. Siemens в 2006-м представила Gigaset Home Control — систему управления домом через беспроводной телефон. С ее помощью можно, например, удаленно регулировать освещение и отопление, включать и выключать плиту, получать СМС-сообщения об окончании стирки или отвечать на звонок в дверь по мобильному телефону.

Более продвинутая система, которую тогда же придумал Siemens, — Smart Home Solutions by SURPASS. Она позволяла подключать устройства к единому пункту управления через локальную сеть. Пользователь мог настроить сценарии работы системы. Например, при включенном видеопроигрывателе в комнате автоматически закрывались жалюзи, а телефонные звонки переводились на автоответчик. Внедрение технологий «умного» дома немецкий холдинг по значимости сравнивал с массовым распространением холодильников, электроплит и телевидения в 1950-х годах, но все же называл его делом будущего.

Но десять лет назад для повсеместного внедрения новых технологий «умного» дома интернет был слишком слабо развит: низкая скорость соединения не позволяла оснастить дом устройствами, общающимися между собой. Теперь технологии «умного» дома связывают с развитием интернета вещей (Internet of Things; IoT), соединяющего устройства друг с другом и позволяющего им обмениваться данными. Число потребительских «вещей», подключенных к интернету, за 2016 год должно увеличиться на треть, до 4 млрд, а к 2020 году достигнет 13,5 млрд, говорится в прогнозе консалтинговой компании Gartner.
Развитие интернета вещей в конечном итоге может привести к тому, что практически все устройства так или иначе будут подключены к Сети, говорится в исследовании Deloitte. В пример эксперты приводят телевизоры: еще три года назад устройства с выходом в Сеть встречались редко, теперь же сложно представить телевизор без возможности подключения к интернету (Smart TV). Во многом этому способствовало развитие стриминговых сервисов, таких как Netflix.

Многие крупные IT-компании начали заниматься разработками для «дома-помощника». Apple в 2014 году представила систему HomeKit для производителей устройств, которая позволяет управлять техникой через гаджеты на операционной системе iOS. HomeKit поддерживают некоторые виды ламп Philips, «умные» дверные замки August и Schlage, термостаты Honeywell и Hunter, беспроводные сенсоры Eglato Eve.

Google занялся технологиями «умного» дома с покупки производителя подключаемых к Сети термостатов Nest в 2014 году за $3,2 млрд. А спустя несколько месяцев уже Nest приобрела компанию Dropcam, выпускающую камеры видеонаблюдения для дома, которые транслируют съемку на смартфон или ноутбук через Wi-Fi. На базе технологий Nest корпорация создала платформу для разработчиков и предложила производителям любых устройств встраивать систему в их продукты, чтобы пользователи могли подключать к своей системе управления «умным» домом.

Amazon создала систему голосового управления домашней техникой Alexa и представила ее тоже в 2014 году. По задумке разработчиков, специально созданное для распознавания голоса устройство Echo, внешне напоминающее роутер, должно выполнять команды пользователя — например, зажечь свет, включить стиральную машину, вызвать такси или найти информацию в интернете. Сейчас Echo стоит $179 и может включать музыку, вслух читать аудиокниги и новости, управлять освещением и термостатами, если соответствующие устройства совместимы с системой Alexa.

По данным CB Insights, 2014 год стал рекордным по объему мировых инвестиций в технологии «умных» домов: они составили $585 млн. В августе исследовательская компания посчитала стартапы, занимающиеся технологиями для «умных» домов и получившие инвестиции: в список вошло 67 компаний, большинство из которых так или иначе занимаются защитными системами. Среди них, например, производитель «умных» звонков Ring, в которую инвестировал и Дмитрий Гришин. Идея устройства стоимостью $200-250 проста: оно сообщает хозяину дома о звонке в дверь через приложение для смартфона, пользователь может увидеть гостя при помощи видеокамеры, открыть ему дверь или посмотреть, кто к нему приходил за определенный период.

Согласно подсчетам Markets & Markets, рынок технологий и устройств для «умного» дома вырастет до $122 млрд к 2022 году с $47 млрд в 2015-м. Тем не менее, пока рынок фрагментирован, не решена проблема защиты данных и конфиденциальности, отмечает GfK. Кроме того, стоимость решений до сих пор высока, что, согласно опросу GfK, является главным препятствием для потенциальных потребителей.

Начало этих изменений уже положено. Мы можем наблюдать, как ежедневно ученые и инженеры совершают очередную революцию в развитии искусственного интеллекта, космических полетах, медицине и биологии, подбираясь все ближе к универсальной основе нашей жизни – ДНК.

Выступая на World Government Summit, проходившем в Дубае, специалист в области теоретической физики, знаменитый популяризатор науки, а также автор многих научно-популярных книг Митио Каку вел обсуждение темы, которая затронет нас (под нами имеется в виду все человечество) в ближайшие 20 лет.

Речь шла об изменениях:

тех вещах и технологиях, которые изменят нашу жизнь, войдя практически в каждый ее аспект.

Начало этих изменений уже положено. Мы можем наблюдать, как ежедневно ученые и инженеры совершают очередную революцию в развитии искусственного интеллекта, космических полетах, медицине и биологии, подбираясь все ближе к универсальной основе нашей жизни – ДНК.

Развитие науки и технологий, безусловно, вдохновляет, но те темпы, с которыми это происходит, могут создавать для некоторых определенный уровень тревоги. Более того, согласно Каку, в ближайшие двадцать лет все вокруг станет еще сильнее запутанным.

Все, начиная от туалетов, способных прямо на ходу проводить химический анализ и давать рекомендации по снижению тех или иных веществ в организме, и заканчивая стенами, которые будут с нами разговаривать, – Каку описал одновременно прекрасную, немного пугающую и в какой-то мере даже комичную картину мира завтрашнего дня.

Жизнь 2.0

Каку начал с того, что время изменит все. В том числе наш язык, который будет развиваться вместе с технологиями.

Что это значит?

Например, это значит то, что со временем из обихода человеческой речи может исчезнуть слово «компьютер». Нет, конечно, слово само останется, но мы потеряем важность самого термина.

В некоторых странах, говорит Каку, слово «компьютер» исчезнет из употребления, потому что эти устройства станут по-настоящему вездесущими.

В мире не останется вещей, которые сами по себе не будут компьютерами. Компьютеризировано будет все.

Продолжил ученый темой о том, как технологии 3D-печати изменят качество нашей жизни.

«Мы говорим о новом мире. Мире, где все, что вы можете себе вообразить, вы сможете сами и создать», - прокомментировал Каку.

Он описал мир, в котором мы сможем распечатать себе новую пару ботинок, украшения или любую другую вещь нашего гардероба. Если ваш ребенок захочет новую игрушку, вам не придется идти за ней в магазин. Все, что вам потребуется, – выйти в Интернет, скачать понравившийся дизайн, загрузить себе на компьютер, а затем распечатать на 3D-принтере, стоящем в соседней комнате вашего дома, который, к слову, возможно, тоже будет напечатан с помощью 3D-принтера, только размером побольше.

Кстати, касаемо дома.

Наши жилища перестанут быть просто жилищами. Они станут инструментами. Компьютеризированными, «живыми» инструментами. А еще мы будем общаться с обоями. Да, с обоями. А вы сомневаетесь?

«В будущем у нас появится «умная бумага». Эта бумага сможет показывать нам совершенно любую информацию по нашему запросу, прямо как экраны наших сегодняшних компьютеров. Мы будем общаться со стенами. Причем не только мы, но и они с нами. Архитектура наших жилищ изменится настолько, что наши обычные стены станут нашими смартфонами, лэптопами и огромными телевизионными экранами».

Представьте себя сидящим в комнате и громко разговаривающим не только со всеми вещами, которые вас в ней окружают, но еще в этот момент находящимся внутри самых дальних уголков цифрового мира. Тем не менее для некоторых это может показаться удручающим и вызвать чувство одиночества. Но таков уж нас ожидает мир будущего.

В нашем доступе появятся технологии, которые будут помогать нам налаживать контакты с другими людьми, находящимися в других точках мира. Каку отметил, что подобные средства позволят делиться своими мыслями и идеями с людьми, язык которых вы даже не знаете.

«Вы сможете общаться на любом языке. В этом вам помогут ваши контактные линзы, переводящие и воспроизводящие написанный вам текст прямо на вашу сетчатку», - прокомментировал популяризатор науки.

Захотели освежиться и куда-нибудь съездить? Независимо от того, куда именно вы соберетесь – далеко или не очень, - вам больше не потребуется наличие собственного автомобиля. Да и иметь навык вождения вам тоже будет уже незачем.

Вас будут возить автомобили. Самостоятельно. Самоуправляемые.

Кроме того, вы сможете путешествовать налегке, так как лишние вещи с собой брать вам больше придется. Все нужное можно будет распечатать на 3D-принтере прямо в дороге.

Мы приближаемся к будущему, в котором социально-экономические взаимоотношения будут совершенно иными, отметил Каку.

«Мы строим так называемый “идеальный капитализм”, в котором будут отсутствовать понятия посредников и все негативные стороны обычного капитализма. Победителем в этом будет общество, проигравшими – посредники, третьи стороны. Биржевики», - заявил Каку.

Последний вопрос обсуждения касался непосредственно нас самих.

«Искусственный интеллект сможет принести для нас победу над тем, над чем не смог одержать победу ни один король и ни одна королева прошлого – процессом старения. Со временем мы все стареем и умираем. Старое порождает ошибки в работе. Как только мы сможем использовать ИИ для сравнения миллионов генов старых людей с миллионами генов молодых людей, то мы сможем определить, где и как именно начинается процесс старения. А затем просто его искореним».

Картина будущего, согласитесь, обещает быть привлекательной. Но так ли это на самом деле? Ответить на это сложно. Выглядит все заманчиво, но давайте вернемся к этому вопросу через 20 лет. опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .