ТЕМАТИКА И ОБРАЗЦЫ КЕЙСОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ

для государственного экзамена по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (ФГОС ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование», утв. 17 января 2011 г. N 46, срок обучения – 5 лет)

Матрица компетенций, представленных

в экзаменационных заданиях по педагогике

Коды

Компетенции выпускника бакалавриата

Номер кейса

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ

Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

№1, №2, № 3

Владеет готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

№ 4, №5, №6 №7, № 8

Владеет готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

Владеет способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся

№12, №13, №14

Владеет готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

№15, №16, №17,№18

Владеет способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии

Владеет готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами

№23,№24 №25

Владеет способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности

Владеет способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования

№28, № 29 № 30

ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ

для государственного экзамена по направлению 050100 «Педагогическое образование» (ФГОС ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование)

Кейс № 0 .

(ПК-4 Владеет способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии)

Описание:

Катя, ученица 7-го класса за лето очень выросла. Страдает оттого, что её рост уже сейчас 175 см. В классе она теперь намного выше всех. К доске выходит, сгорбившись, сутулится. Постоянно слышит реплики мальчишек: «Эй, каланча!». Учителя тоже постоянно делают замечания по поводу осанки. Каждый выход к доске – страдание. Поэтому иногда Катя отказывается отвечать – пусть лучше «два», чем ещё одно унижение. Успеваемость ученицы с начала года резко снизилась.

По многим предметам у нее оценки только за письменные работы, а скоро конец четверти.

Вопросы и задания:

    Проанализируйте педагогическую ситуацию, поставьте и решите педагогическую задачу.

    Какую личностно-ориентированную ситуацию можно смоделировать для Кати? Для класса?

    Какой стратегии должен придерживаться педагог, чтобы минимизировать стресс ученицы при ответе у доски?

Кейс № 0.

(ПК-6 Владеет готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами)

Описание:

Одно из важнейших направлений сотрудничества педагогов школы и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье, где чаще всего это нарушается.

Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал. При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали. На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

Осознавая ответственность семьи и школы за ребенка, за соблюдение его прав, педагогический коллектив школы принял решение познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Одной из форм решения поставленной задачи выступило проведение общеклассных родительских собраний. Учителями были разработаны и проведены собрания на тему «Права ребенка».Познакомьтесь с планом-конспектом, разработанным учителем истории и естествознания, и ответьте на предложенные вопросы.

Материалы кейса: План-конспект родительского собрания.

Тема: Права ребенка.

Цели : ознакомить родителей с основными положениями Конвенции о правах ребенка-главного документа по вопросам защиты детей во всем мире, в том числе нашей стране; обсудить причины нарушения прав детей и пути их решения на конкретных жизненных ситуациях, а также разъяснить, что знание юридической основы отношений между взрослыми и детьми является признаком политической культуры каждого человека.

Материалы : текст Конвенции о правах ребенка для каждого родителя, карточки с описанием конкретной ситуации взаимоотношений родителей и детей.

Ход собрания.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Уважаемые родители! Сегодняшнюю встречу, мы посвятим правам детей. Эта тема очень актуальна. В связи с вступлением нашей страны на новую ступень развития, полностью изменилась правовая база. Для обеспечения нормальной жизни каждый человек должен знать свои права, а государство обязано обеспечивать их выполнение. Особенно важными являются законы, защищающие права ребенка. Ведь дети самые уязвимые члены нашего общества.

Перед вами лежит Конвенция о правах ребенка, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН. Будучи демократической страной, подписав ее, Россия обязалась выполнять все ее положения.

Семья. Родители и дети... Сколько смысла в сочетании этих слов. В первую очередь они ассоциируются с ощущениями любви и радости. Исходя из данной позиции, кажется неуместным говорить о правах ребенка, так как здесь есть намек на их нарушение родителями. Ведь каждый родитель любит свое чадо больше всего на свете. Смысл любой нормальной семьи заключается в воспитании детей. Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык и изживаются противоречия между двумя поколения. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- вот условия истинной родительской любви.

С другой стороны, семья-микрообщество, куда попадает ребенок при рождении. Причем не может выбрать, в какой семье ему родиться. Каким он придет в общество, как раз определяет семья. Ведь именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе. В нашем информационном, быстро меняющемся мире актуальным является вопрос конфликта возрастов, причем психологи наблюдают тенденцию уменьшения разницы возрастов. Сейчас она составляет 10 лет. Это означает, что есть проблемы детей, которые по объективным причинам могут быть не поняты родителями.

Зачастую, дети страдают от конфликтов, происходящих между родителями. Кризис в семье имеет ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них является психическая травматизация детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового психологического климата в семье. Ведь не секрет, что выяснение отношений между родителями происходит на глазах у ребенка. Дефекты семейного воспитания обязательно негативно отразятся на отношении ребенка к его будущей семье.

Еще одна серьезная проблема для ребенка это разрушение семьи. Психологи пришли к выводу, что родители преодолевают кризис развода за счет вымещения свое нервное напряжение, обиды и недовольство на своем ребенке. Если родители решили расстаться, то не должны усугублять и без того трагическую ситуацию постоянными выяснениями отношений, тем более при ребенке. Дети оказываются «меж двух огней», когда родители враждебно настраивают ребенка друг против друга. Дальше могут последовать запреты на возможность видеться с одним из родителей. Таким образом, складывается практически не решаемая для ребенка проблема, так как он не в состоянии объективно оценить сложившуюся ситуацию. Необходимо отметить возможность усугубления проблемы в связи с возрастными особенностями детей. Подросток особо остро реагирует на конфликты между родителями. Если он бывает не понят в семье, то старается найти понимание в другом месте…

В приведенных выше ситуациях, может быть не умышленно, но родителями нарушены права ребенка. Каждому родителю и ребенку необходимо знать права и обязанности друг перед другом. В нашей стране, помимо Конституции, семейно-брачные отношения регулируются Семейным кодексом, Гражданским кодексом РФ, а также международными документами- Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка. Знание их обеспечивает политическую культуру родителей и детей.

Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1991году. Основой этого документа является подтверждение того, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране со стороны семьи, а также необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения, а также важность уважения культурных ценностей народа, к которому он принадлежит; жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребенка.

Ребенком в нашей стране признается лицо, не достигшее 18 лет. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, на защиту от злоупотреблений родителей. В противном случае может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, с 14 лет - в суд. А также имеет право на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов, на выступление в ходе судебного разбирательства (с 10 лет учет мнения ребенка обязателен), на участие в решении вопроса о фамилии (с 10 лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка). С шести лет ребенок может совершать самостоятельно мелкие сделки (например, что-то покупать в магазине, делать и принимать подарки и т. п.), а уже с 14 лет законы определяют большую свободу действий (появляется личное имущество, которым подросток может распоряжаться свободно).

Чтение и обсуждение отдельных статей Конвенции совместно с родителями.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Считаю важным выделить обязанности родителей, которые зачастую соединены с их правами: воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье (физическом, психическом, нравственном и духовном), обеспечить получение детьми основного общего образования, выбирать учебные заведения (с учетом мнения детей), выступать в защиту интересов детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

Разбор конкретных ситуаций, касающихся родителей и детей .

    На автобусной остановке молодая женщина кричала на мальчика. Тот плакал, пытаясь увернуться от ударов. Прохожие вмешались и потребовали прекратить издевательства. Молодая женщина ответила: «Это мой сын, и я воспитываю его, как считаю нужным».

    Распалась семья. 14 летняя дочь тайком встречается с отцом, так как мать с угрозами наложила запрет на любые контакты с отцом.

    Ребенок в первый раз за время учебы получил «5» по истории (с этим предметом он был в не ладах). Его ликование папа, не отвлекаясь от газеты, встретил коротким «хорошо», мама вопросом «а посуду ты помыла?». Ребенок тихо отправился в свою комнату.

    За «2» папа наказал сына ремнем.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Конечно же, вы, уважаемые родители, обычно своим детям желаете только счастья и добра. Ваше нетерпение объясняется стремлением как можно быстрее добиться хороших результатов в воспитании. Да, в семье не всегда выполняются перечисленные выше законы, так как отношения, которые устанавливались веками, не так уж просто изменить. И в наше время встречаешься с мнением, что ленив тот родитель, который не использует розог при воспитании детей. В ответ вспомним народную поговорку: «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом».

Задание:

1. Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанного учителем плана-конспекта родительского собрания, опираясь на знание о сущности сотрудничества школы и семьи в правовом воспитании?

2. Насколько родительские собрания эффективны в решении задач правового воспитания? Какие формы сотрудничества школы и семьи предложили бы вы? Обоснуйте свой ответ.

3. Если учитель обнаружит факты физического насилия ребенка в семье, как он должен поступить? Знание каких федеральных и международных нормативных документов поможет учителю защитить права ребенка?

Всероссийский конкурс «Педагогические кейсы»

Конкурс завершен.


Приглашаем Вас принять участие в новом Всероссийском дистанционном конкурсе «Педагогические кейсы».

Проведение этого конкурса связано с назревшей потребностью в публичном обсуждении педагогических ситуаций и проблемных событий, которые возникают в современной педагогической практике. Для развития педагогической культуры важен анализ отдельных случаев решения как образовательных, так и воспитательных задач. Этот конкурс является принципиально новаторским и основан на одной из самых современных техник обучения – методе кейсов (case-study, обучение методом ситуаций или прецедентов).

Педагогическая практика во всем её многообразии является источником живых реальных проблемных фактов, которые могут быть описаны в рамках кейсов. Педагогические кейсы – реальные ситуации, с которыми в повседневной деятельности сталкивается современный учитель и руководитель образовательного учреждения.

В рамках конкурса предлагаются педагогические и научно педагогические кейсы, созданные на основе художественной литературы, педагогической публицистики, научных статей, а также реальных экономических, социальных, культурных, образовательных, воспитательных и бизнес-ситуаций, которые возникают в современном образовании.

Организаторы конкурса

Общероссийская Малая академия наук «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО» .

Центр развития образования, науки и культуры «ОБНИНСКИЙ ПОЛИС» .

Научно-образовательный Центр «РОСИНТАЛ ».

Почему надо участвовать в этом конкурсе

Дипломы Малой академии наук «Интеллект будущего» имеют высокую значимость в педагогическом пространстве России. Деятельность организации высоко оценена Правительством РФ . (Распоряжение Правительства РФ N 1946-р, г. Москва "О присуждении премий Правительства Российской Федерации в области образования" Опубликовано в Российской газете – федеральный выпуск № 257 (5633)).

Участие в конкурсе позволит вам представить интересный случай из вашей педагогической практики для широкой педагогической общественности.

Дипломы конкурса «Педагогические кейсы» являются престижными в Вашем педагогическом портфолио, так как отражают активную включенность в процесс профессионального роста.

Цели проведения конкурса:

  1. Обобщение современного педагогического опыта в форме «Педагогических кейсов», поиск удачных примеров решения педагогических и образовательных проблем.
  2. Создание инновационного пространства, объединяющего педагогов по общим педагогическим про блемам для аккумуляции профессионального опыта.
  3. Повышение престижа учительской профессии, формирование положительного общественного мнения о современном учителе, публичное признание вклада учителей в становление подрастающего поколения.
  4. Активизация деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений по созданию условий для профессионального роста и самореализации учителей.

Участники конкурса

Для участия в конкурсе приглашаются педагоги и руководители образовательных учреждений России, других стран, а также студенты педагогических вузов.

Номинации конкурса «Педагогические кейсы»

Участникам конкурса необходимо провести анализ кейса и предложить решение. Решение включает в себя разработку и поиск оптимально обоснованных педагогических, культурных, социальных и экономических мероприятий для ликвидации определенной воспитательной или образовательной проблемы.

Номинация 1 . Педагогические кейсы из художественных произведений, педагогической публицистики, научно-практических статей и книг, педагогической практики.

Возможные темы кейсов (педагогических ситуаций и случаев)

  • «Как научить…..(чему-нибудь)».
  • «Развитие ученика».
  • «Профессиональный рост учителя».
  • «Семейное воспитание».
  • «Ситуация на уроке».
  • «Управление образовательным учреждением».
  • «Мотивация к деятельности».
  • «Воспитание коллективом».
  • «Поощрение и наказание».
  • «Травля в детских коллективах».
  • «Межнациональная напряженность».
  • «Экономические проблемы в образователь- ном учреждении».
  • «Трудные дети».
  • «Педагогические конфликты».
  • «Нравственно-этическое воспитание».
  • «Патриотическое воспитание».
  • «Личная история».
  • «Свободная тема педагогического кейса».

Номинация 2 . Разработка кейса «Педагогическая ситуация» на основе художественной литературы, педагогической публицистики, научных статей.

Образцами могут послужить кейсы из Номинации 1 .

Требования к оформлению материалов

Материалы на Конкурс принимаются в электронном виде на русском языке.

Конкурсный материал должен включать в себя: название работы, ФИО автора работы кегль 12, размещение по центру; автор статьи (инициалы, фамилия), должность, место работы автора кегль 12, размещение по центру, курсив.

Файл с конкурсной работой называется по фамилии участника проекта, далее указывается через нижний подчерк без пробела город, организация, в которой Вы работаете. Например: Иванова_ Братск_Гимназия1. В теме письма необходимо указать название конкурса – «Педагогические кейсы -2014».

Для пересылки по электронной почте папка с конкурсными материалами архивируется (форматы .zip, .rar или.7z). Имя архива - пример: Иванов_Братск_Гимназия1. В теме письма необходимо указать название конкурса – «Педагогические кейсы».

Максимальный размер архива с конкурсной работой – 10 Мб.

Технические требования к текстовым файлам

  1. Разрешается использовать только следующие средства выделения: полужирный шрифт (bold), курсив (italic), подчеркнутый шрифт (underline), верхние и нижние индексы. Никакие другие средства выделения текста использовать не следует.
  2. Шрифт Times New Roman, кегль 12, отступы по 1,5 см с каждой стороны, междустрочный интервал – одинарный.
  3. В таблицах следует использовать только один стиль границ – сплошную линию (таблицы следует оформлять корректно по всем правилам работы с таблицами в редакторе MS Word)
  4. Схемы должны представлять из себя единый графический объект (т.е. все графические элементы схемы должны быть сгруппированы).
  5. Все имеющиеся в тексте гиперссылки должны быть рабочими.
  6. Список литературы и интернет-ресурсов следует разместить в конце документа.
  7. В тексте ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках .

Регистрационная карточка участника заполняется в электронном виде.

Внимание! На конкурс принимаются работы, выполненные индивидуально, без соавторов. Если автор прислал работу на конкурс, то предполагается, что он даёт согласие на публикацию этих материалов в журналах, в сборниках, в специальном сборнике на CD-диске. Авторские права на материалы сохра- няются за участниками

Награждение и поощрение участников

  1. Каждый автор, приславший материалы, получает Свидетельство Участника или Диплом Лауреата Всероссийского конкурса педагогов «Педагогические кейсы» . (I, II или III степени).
  2. Участники заочного конкурса приглашаются на очный этап: Всероссийский форум «Педагогический олимп» (июнь 2015), на другие очные семинары, конференции. Участники очного этапа получают свидетельство о повышении квалификации, работа на заочном этапе засчитывается как выполнение домашнего задания.
  3. Лучшие работы публикуются в журналах «Интеллект будущего», «Образование личности», «Одаренный ребенок», «Дополнительное образование и воспитание».
  4. По итогам заочного и очного туров конкурса в июне 2015 года определится победитель конкурса, который получит специальный сертификат и премию в размере 30 000 рублей .

Условия участия в конкурсе

Для участия в конкурсе необходимо отправить с 19 января по 24 апреля 2015 года:

- регистрационную карту ;
- материалы конкурса ;
- копию финансового документа (квитанции перевода , платежного поручения) о регистрационном взносе участников конкурса в размере 360 рублей за одну работу. Если от одного человека представляется несколько работ на разные номинации, то оплачивается регистрационный взнос за каждую из них.

Заявочные материалы можно представить в Оргкомитет следующим образом:

1 вариант. Зарегистрироваться на сайте pedagog . future 4 you . ru и прикрепить материалы.

2 вариант. Отправить материалы по электронной почте: olimp @ future . org . ru
В течение недели получить подтверждение, что материалы получены. В противном случае необходимо продублировать отправку материалов с указанием "Копия".

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАКАЗЫ

(по желанию участников)

Публикация статьи во Всероссийском научно-образовательном элек- тронном журнале «Академиан» по вашему заказу.
Представляется не более 5 страниц формата А-4, набранного 12 кеглем, отступы – 1,5 см с каждой стороны, междустрочный интервал – одинар- ный, за остальные доплата – 150 рублей за каждую страницу.

590 рублей
за предпечатную обработку и размещение в журнале

Благодарственное письмо за участие в конкурсе

150 рублей

250 рублей

Свидетельство образовательному учреждению , педагоги которого при- няли участие в конкурсе (с пофамильным списком участников)

650 рублей

Данные материалы могут быть заказаны одновременно с отправкой заявки на конкурс.

Банковские реквизиты для оплаты регистрационного взноса:
Получатель: НП «Обнинский полис». ИНН 4025082299 / КПП 402501001. Расчетный счет: 40703810822230100082.
Банк получателя: Отделение №8608 Сбербанка России г. Калуга. БИК 042908612, кор. счет. 30101810100000000612.
Назначение платежа: взнос за участие в конкурсе «Образование: взгляд в будущее» .

Уважаемые коллеги! Общероссийская Малая академия наук предлагает для повышения квалификации и личностного роста педагогов целую серию новых семинаров и вебинаров, дистанционных курсов, как платных, так и бесплатных. Следите за объявлениями на сайте, участвуйте сами и приглашайте своих коллег.

Внимание! Подробная информация о конкурсе размещена на сайте pedagog . future 4 you . ru
Вопросы можно задать по обратной связи.

Мы постоянно ищем новые идеи, чтобы быть полезными для педагогов, родителей и детей. Ваш опыт обогащает сообщество педагогов.
Заранее благодарим за присланные работы! Надеемся на дальнейшее успешное сотрудничество!

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация - это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие обычно возникают в случае возникновения:

  • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  • противодействия - действия, препятствующего проявлению другого действия;
  • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Раздел 3. Основные действия при обнаружении решения педагогической ситуации

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

В течение педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие - обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

  • Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
  • Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
  • Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
  • Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
  • Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
  • Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

  • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
  • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

Самый трудный этап после обнаружения ситуации - это выбор способа решения.

Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей - они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка - отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение. В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

  • Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций - попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
  • Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
  • Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
  • Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
  • Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
  • Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
  • Проявление школьного «буллинга» - социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии - чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Ключевые слова: кейс, образовательная технология, модератор, секретарь, шкипер, проблема, конкретная ситуация, кресельный кейс, полевой кейс.

Цель : актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе

Задачи :

  • Расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе.
  • Формировать навыки практической работы над кейсом.

Участники : педагоги, две группы по 3 человека

Дидактический материал : рабочая тетрадь, карточки, клей, ручки, кейсы (по количеству участников), видеопрезентация по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, портфель

Ожидаемые результаты:

Получат знания:

  • что представляет собой кейс-технология;
  • особенности применения данного метода в обучении;
  • какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе;
  • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям
    обучения;
  • правила и алгоритм разработки кейсов для обучения;

Выработают умения:

  • анализировать конкретные ситуации (кейсы);
  • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;
  • подбирать варианты кейсов к конкретному учебному курсу.

План проведения:

1. Введение - 2 мин.

Вступительное слово.

2. Основная часть - 8 мин.

Теоретические основы кейс-метода;

Закрепление материала с помощью рабочей тетради.

3. Практическая часть -17 мин.

Работа с кейсом;

Защита кейса.

4. Подведение итогов работы - 3 мин.

Ход мастер-класса

(звучит динамичная мелодия, методист выходит с портфелем в руках, все общение с педагогами идет с помощью компьютерной презентации)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии, поэтому на смену платью пришел деловой костюм. Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо клатча я держу в руках объемный кейс (стоп музыка).

Кстати кейс - это еще и современный метод обучения, который зародился в бизнесшколе США, а позднее стал использоваться и в образовании. Именно о нем я мы сегодня будем говорить.

Итак, метод конкретных ситуаций или кейс-стади. Для его понимания мне помог мой кейс и каждому из вас я приготовила такой же (раздает портфели).

Предлагаю заглянуть внутрь портфеля и познакомиться с содержимым, которое поможет разобраться в содержании кейс-метода. Возьмите рабочую тетрадь и мы начинаем работать.

Ключевым понятием метода является слово кейс, происхождение которого определяется как casus (лат.) - запутанный необычный случай или case (англ.) - портфель, чемоданчик. Исходя из этих слов, разработчики метода сформулировали определения, вы их можете увидеть в своей тетради. Каждый из вас может выбрать наиболее понравившийся вариант определения и приклеить его в рабочую тетрадь. Определение какого автора вам понравилось больше? (ответы)

Я остановилась на следующем определении: (на слайде) На мой взгляд, это исчерпывающее определение.

Кейс-метод можно рассматривать как синергетическую, то есть объединяющую в себе несколько технологий, он позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход.

Концептуальной основой кейс метода являются более простые методы познания: их вы можете увидеть на экране. Поэтому кейс-метод относится к понятию интерактивное обучение.

Метод анализа конкретных ситуаций дает возможность действовать, искать выход, не боясь негативных последствий возможных в реальной жизни, тем самым получая опыт решения проблем.

Основу кейс-метода составляет сам кейс, т.е. описание конкретной ситуации, а так же является техническим заданием и источником информации.

Прошу обратить внимание на слайд и прочесть определение Марины Малининой, специалиста центра социальных инноваций (читают слайд).

А вот главное, что должен содержать в себе кейс:

  • Проблему, предполагающую несколько вариантов ее решения;
  • Вспомогательную информацию;
  • Задание;

Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Наряду с этим, другими источниками является:

  • Художественная и публицистическая литература;
  • Произведения искусства - музыка, изо, кино;
  • Статистические данные;
  • Научные статьи, монографии.
  • Интернет - отличается безграничной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Существует разные классификации кейсов у таких авторов, как С.Б.Ступина, З.Ю.Юлдашев, Г.А.Брянский, О.В.Козлова. Авторы определяют их как "маленькие наброски" (небольшие по содержанию), большие не структурированные (объемом до 40 страниц текста), обучающие (в рамках учебного курса) и др. Наиболее приемлемой и понятной считаю классификацию Никитина Валерия Яковлевича. Он разделил кейсы на "кресельные" - специально сконструированные и "полевые" - основанные на реальном фактическом материале.

Создание кейса, это увлекательный, но трудоемкий процесс. В рамках данного семинара мы не будем останавливаться на этом. Но я подготовила вам информационные карточки, которые находятся внутри рабочей тетради, обратиться к которым вы сможете, когда займетесь разработкой кейсов. А мы пойдем дальше.

Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы, предлагаю рассмотреть ее практически: я в роли педагога, а вам предлагаю роль обучающихся.

Для удобства работы методика представлена в виде таблицы и приведена для вас в рабочей тетради. Давайте обратимся к ней. В первом столбике указаны фазы работы: до занятия, во время занятия, после занятия. В каждой фазе педагогу и обучающимся прописано определенное действие. Так до занятия педагог разрабатывает или подбирает кейс. Ребенок может получить кейс до занятия либо в начале занятия - это зависит от задачи.

Во второй фазе педагог организует рабочее пространство. Рассаживает детей на подгруппы, так чтобы им удобно было общаться, решая кейс. Мы с вами уже так распределились. На занятиях с использованием кейс-метода зрителей нет, участвуют все. В сегодняшних условиях берем только две подгруппы, так как мы ограничены во времени.

Сейчас приступаем к рассмотрению второй фазы кейс-метода, она в таблице обозначена желтым цветом.

Участники в группах выбирают "модератора", координирующего работу, "секретаря" - фиксирующего результаты работы и "шкипера" - представляющего проект на общее обсуждение. Тоже самое, я предлагаю сделать и вам. Определите, кем вы сегодня будете и прикрепите бейджики, соответствующие вашей роли.

Прежде чем начать решать кейс, необходимо познакомиться с алгоритмом работы. В рабочей тетради поэтапное решение кейса представлено в виде лестницы. Название этапа обозначено на ступеньке, а содержание раскрыто на желтых карточках. Вам необходимо к каждому этапу подобрать соответствующее содержание. На выполнение этого задания отводится 2 минуты (идет работа в группе, методист по мере необходимости, подходит к каждой группе).

Давайте проверим правильность выполнения задания. (методист озвучивает правильное расположение этапов работы с кейсом с помощью слайда).

Вот перед вами алгоритм работы с кейсом. Деятельность каждого действующего лица осуществляется в рамках реализации каждого из этапов.

Подробно с функциями секретаря и модератора можно познакомиться на желтых информационных листах (вынимает из своего портфеля, раздает).

Остается только уточнить содержание четвертой ступени и последней фазы работы с кейсом, в таблице она обозначена красным цветом. Публичную презентацию принятого решения осуществляет шкипер. Он кратко оглашает содержание и суть проблемы, озвучивает предложенные варианты и представляет альтернативный вариант, обосновывая его значимость (отдает карточки с описанием функций шкиперам).

Итак, у вас есть всё необходимое для решения кейса.

Получите кейс и приступайте к работе (раздает пакеты).

Время работы с кейсом 7 минут (методист, по мере необходимости, подходит к группам для уточнения или разъяснения заданий).

Время истекло. Прошу шкипера первой группы представить итоги работы (защита кейса).

Теперь свой кейс защищает шкипер второй команды (защита кейса).

Уважаемые коллеги, хотелось бы обратиться к вам с вопросом: в рамках каких занятий можно использовать данные кейсы? (ответы аудитории).

И сейчас резюмируя вышесказанное, остановлюсь на значении кейс-метода в воспитательно-образовательном процессе учреждения дополнительного образования, на тех особенностях о которых необходимо помнить:

Ориентир образования на формирование умений и навыков, а также на сотворчество педагога и ученика;

Метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос;

Педагог выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию;

Кейсы могут использоваться как в процессе обучения, так и в процессе контроля знаний.

Все это определяет наличие достоинств и недостатков данного метода, на которые я хочу обратить ваше внимание. На лицо преобладание преимуществ. Их много, вы их видите на слайде.

И к счастью, только один недостаток - это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов по дополнительному образованию не разработано. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации каждого из нас.

Первый шаг в этом направлении я уже сделала.

В моем портфеле есть еще одно отделение. В нем я храню самостоятельно разработанные и апробированные кейсы, которые в дальнейшем планирую опубликовать в сборнике. С удовольствием поделюсь наработками с вами (демонстрирует кейсы.)

Ну что ж все содержимое моего портфеля перед вами. Настал черед паковать чемоданы. И вам я предлагаю сделать тоже самое. Сегодня вы уйдете с первоначальным багажом знаний по кейс-методу, но я надеюсь, что он будет пополняться новыми разработками, желаю успехов вам на этом поприще. И помните: умный учится на чужих ошибках, а очень умный на кейсах! (звучит музыка) Коллеги, нам пора идти дальше. В добрый путь!