Оксана Левшакова
Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы «Вода»

Текст презентации

2слайд. Основной целью поисково-исследовательской деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка. Задачи развития : развитие коммуникативных навыков, познавательных способностей, развитие творческого воображения и мышления и обеспечение психологического благополучия и здоровья детей

3слайд. Традиционно педагоги детских садов чаще обращают внимание детей и знакомят их с растениями и животными, хотя объекты неживой природы представляют для дошкольников не меньший интерес . С самого рождения детей окружают различные объекты и явления неживой природы : летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки и увлажняет глаза. Дошкольники с упоением собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой – предметы и явления неживой природы входят в их жизнь , являются объектами наблюдений и игры. Все это позволяет и делает возможным проводить систематическое и целенаправленное ознакомление детей с неживой природой .

4 слайд. Я провела диагностику знаний детей по теме «Вода » . Ее результаты представлены в таблице № 1

Проведение и анализ педагогической диагностики, наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в свободной деятельности убедили меня , что необходимо найти более действенные методы при обучении детей. На данном этапе таким методом я определила . А так как данный метод не очень часто используется в работе педагогов и является малознакомым для детей, то считаю, что дошкольников необходимо обучать планированию и проведению поисково- исследовательской деятельности . Отсюда сложилась проблема проекта.

5 слайд. Проблема проекта :

«. Вода »

Цель проекта : Разработать систему работы по организации (воды) .

6 слайд. Задачи проекта :

1. Помочь детям освоить структуру эксперимента, включаться в поисково-исследовательскую деятельность , накапливать опыт и знания, развивать интерес к познавательной и учебной деятельности при изучении воды .

2. Изучить методическую литературу по организации и проведению поисково-исследовательской деятельности в неживой природе .

3. Разработать систему работы по организации поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении элемента неживой природы – воды .

4. Подобрать соответствующий дидактический материал по теме «Вода » .

5. Разработать финансовое содержание проекта.

7 слайд. Надеюсь, что предложенный мною проект поможет педагогам-коллегам в организации и проведении поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы , а детям позволит приобрести прочные знания о воде, «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира, самим добывать информацию об изучаемом объекте , его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе , повысит качество знаний воспитанников, сформирует желание включаться в деятельность поиска и творчества .

8 слайд. Для более полного охвата я выделила содержание поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников при изучении воды , доступных возрастному пониманию и изучению , которые использовала в планировании. Это -

1. Свойства и признаки воды.

2. Три агрегатных состояния воды (газообразное, жидкое, твердое) :

Их свойства и качества;

Переход из одного состояния в другое;

3. круговорот воды в природе , водная система планеты Земля.

9 слайд. Я рассмотрела формы деятельности и попыталась выделить ключевые моменты, на которых строится работа с детьми. (Таблицы №2, №3, №4)

Таблица № 2. К организованной форме обучения я отнесла : экскурсии, наблюдения, занятия, обобщение представлений о природе , классификация представлений о природе , опыты, поисковая деятельность , развитие речи, ознакомление с деятельностью людей в природе , ознакомление с трудом людей в природе , изобразительная деятельность

10 слайд. Таблица №3. Совместная деятельность взрослого и детей включает в себя : экологические досуги и праздники, работа с календарем природы , дневником наблюдений, опыты, поисковая деятельность , чтение литературы, просмотр фильмов, труд в уголке природы и на участке , наблюдения, целевые прогулки, дидактические игры, беседы, сбор коллекций, работа в библиотеке, работа в исследовательском уголке, работа в уголке изодеятельности , работа с моделями

11 слайд. Таблица №4. К самостоятельной деятельности детей , по моему мнению, надо отнести работу с литературой, игровую деятельность , труд в уголке природы и на участке , работу в уголке изодеятельности , экспериментирование, работу в исследовательском, работу с календарем природы и дневником наблюдений.

12, 13, 14,15,16 слайд. Для плодотворного и системного претворения проекта я включила поисково-исследовательскую деятельность во все блоки деятельности . В представленной вам папке можно более подробно ознакомиться с нашей деятельностью в таблице №7 . Отразить всю структуру деятельности по этому проекту в фотографиях презентации невозможно. Поэтому мы выбрали самые яркие опыты и эксперименты.

17, 18 слайд. Для обучения и закрепления знаний дошкольников о воде я использовала дидактические игры. Более подробно с ними можно ознакомиться в представленной папке в таблице №8

19 слайд. Для мониторинга проекта я использовала диагностику разработанную на основе программы Натальи Александровны Рыжовой «Наш дом природа » .

Диагностика представляет собой схему изучения знаний детей о неживой природе . Я использовала раздел «Вода » .

Результаты диагностики представлены в таблице №5. Результаты, я думаю, видны на лицо, если сравнить с таблицей №1 моей презентации

20 слайд. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме : Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы . Вода

21 слайд. Мне хочется сказать, что экспериментальная деятельность является одной из ведущих в развитии детей дошкольного возраста . Согласно требованиям ФГОС у ребенка должна быть сформирована инициативность, самостоятельность, стремление к лидерству. Эти качества также развиваются в процессе экспериментирования, моделирования, поисковой деятельности . Свое выступление я хочу закончить словами известного китайского мудреца Конфуция : «То что я слышу – забываю, то что я вижу – я помню, то что я делаю - я понимаю». 22 слайд. Спасибо за внимание

Публикации по теме:

«Неофициальные символы России». Непосредственная поисково-исследовательская деятельность Цель:Знакомство детей с неофициальными символами России. Задачи: 1. Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут.

Опытно-исследовательская деятельность «Мыло и вода - мои лучшие друзья» Задачи: Закрепить и уточнить представления детей о том, где люди используют мыло в повседневной жизни; Обогащать и активизировать словарь.

Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников» Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром - формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» в средней группе Цель: Расширение представлений о воде и ее свойствах. Задачи: Образовательные: - формирование и систематизирование знаний детей о воде,.

Ольга Зинченко
Организация поисково-познавательной деятельности в условиях ДОУ

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимности природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково- познавательная деятельность дошкольников , протекающего в форме экспериментальных действий.

В ДОУ организация поисково -познавательной работы с детьми идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими терминами :

1. Живая природа (многообразие живых организмов , характерные особенности сезонов в разных природно - климатических зонах и т. д.)

2. Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и. д.)

3. Человек (функционирование организма , рукотворный мир : материалы и их свойства, преобразование предметов и т. д.)

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию , задачам и способам реализации. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и места человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность , тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Эта деятельность начинается в раннем детстве – возникает дифференциация предметов по цвету, форме, величине, назначению. Осваиваются сенсорные эталоны. Дети учатся рассматривать явление, как систему связей, между компонентами явления по линии : прошлое – настоящее – будущее для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира (например, дерево, доски, стул) или живой природы (например, яйцо, цыплёнок, курица) .

В средней группе дети учатся выполнять ряд действий (проводить опыты) в соответствии с моделями, определять цели и достигать соответствующих результатов. Используя системный подход, формируется представление о себе (прошлое, настоящее, будущее, своей семье (члены семьи как части системы во временном развитии) . Расширяются представления о предметах, явлениях природы и рукотворного мира. На данном этапе необходимо развивать умение анализировать, выявлять

существенные признаки веществ, материалов, предметов.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности :

Определять цель деятельности , условия её достижения ;

C помощью взрослого, а в дальнейшем и самостоятельно, составлять модель этапов деятельности ;

Высказывать предложения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа ;

Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность .

Одним из компонентов естественно научной развивающей среды является лаборатория, которая играет большую исследовательскую и познавательную роль. Здесь дети приобретают навыки работы с простейшими исследовательскими приборами, делают свои первые открытия. В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется всё новым материалом для экспериментирования, который находится в доступном для детей месте. В уголке имеются различные приборы : весы, увеличительные стёкла, компас; разнообразные сосуды из различных материалов : стекла, металла, пластмассы; природный материал : листья, песок, глина, земля, гравий, семена; бросовый материал : пластмасса, кусочки ткани, кожа, мех, гайки, скрепки, проволока; медицинские материалы : пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, фонендоскоп; журнал для фиксирования результатов; детские фартуки, халаты.

Основными формами и методами работы в лаборатории являются :

Опыты (исследовательская деятельность , наблюдения, обсуждения, беседы.

Важным компонентом естественнонаучной развивающей среды является «живой уголок» , функциональная роль которого заключается в формировании познавательных качеств ребёнка, в воспитании доброго, заботливого отношения ко всему живому. Здесь проводятся познавательные занятия, беседы, дидактические игры. Дети наблюдают за животными и растениями, рассматривают их.

Большое познавательное значение имеет развивающая среда в группе, которая выполняет обучающую функцию и развивает воображение и мышление детей. Здесь проводятся игры, тематические выставки, чтение художественной и энциклопедической литературы.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят опыты дома самостоятельно и с помощью родителей. Поэтому важно информировать и консультировать родителей по работе в этом направлении.

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

«Формирование основ поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с участием родителей» (из опыта работы)

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому
важно не упустить этот период
для раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка.
С. Гин

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям.

При ознакомлении дошкольника с окружающим миром на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания. Исследовательская деятельность создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие, поэтому не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др) показывают, что в ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Что же касается интересов и тем для исследования, то старшие дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Работая в свой группе, я отметила тот факт, что каждый ребенок стремится к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования. Дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста, способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения. Уделяя должное внимание данной теме, я понимаю, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
  • Развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Свою работу в течении года я проводила в исследовательском уголке «Архимеды».

Опытно-экспериментальная деятельность была распределена по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек. В уголке оформила материал для исследований, доступную для детского экспериментирования картотеку, серии экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Экспериментирование с воздухом «Невидимка среди нас», с песком «Рисование песком», водой «Капельки», с солнечным светом «Лучик золотой», с растениями «Разноцветные растения», почвой «Полезная среда». Пополнила энциклопедиями «Космос», «Наука для детей», «Первооткрыватели» .

При оборудовании уголка в группе учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность, доступность расположения для детей.

Для организации самостоятельной детской деятельности разработала карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработала условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов уголке меняю в соответствии с планом работы по данной теме.

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», но для этого я стараюсь обеспечивать не только оборудование для исследования, но и создавать проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, свойств, явлений. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев. В лаборатории «живет» «Звездочёт», от имени которого предлагаются задания, опыты и эксперименты. Нашим воспитанникам интересны самые разнообразные опыты с веществами и предметами.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. На родительском собрании « Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» показала занятие с элементами экспериментирования «Мы - капельки». Через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.

Мною были разработаны консультации «Почемучки и любознайки» , «От восприятия к исследованию» . Благодаря проделанной работе родители с желанием откликнулись на участие в групповом проекте«Зачем повару математика?».

На организационном этапе я разработала план работы с детьми и родителями, провела индивидуальную беседу о поддержании познавательного интереса детей узнать новое о профессии повара.

На основном этапе происходило непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. В организации такой деятельности главным является принцип: для развития ребёнка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности.

Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём и ответить на вопросы: «Почему одни фрукты портятся быстро, а другие долго сохраняют свой вкус? Как можно использовать сок овощей в рисовании? Сколько надо положить соли в воду, чтобы яйцо не утонуло?

19 родителей (63%,) приняли участие в данном проекте . Принесли книги и буклеты для оформления выставки «Традиции национальной кухни», для исследования кислотности овощей и фруктов индикаторную бумагу, манную крупу и соль, для изобразительной деятельности «Снегири» и «Баранки», участвовали в презентации проекта «Чудесные фигурки».

Такая форма работы способствовала вовлечению родителей в образовательный процесс. Я считаю, что благодаря участию в проекте родителей у детей сформировалось чувство гордости, повысилась самооценка, а у тех детей, родители которых чаще исполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии познавательного интереса. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей. Стало заметно, как в детском коллективе повысился статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей.

Исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это привело к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков. Появилась обстановка общей увлеченности и творчества в нашей группе. Каждый из ребят вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности.

Продолжая тему развития у детей познавательно-исследовательской активности, в начале февраля предложили родителям консультацию «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и, учитывая индивидуальные особенности детей, их интерес, активность, я разработала для каждой семьи познавательные опыты и эксперименты.

86% родителей участвовало в проведении данной работы с детьми. Интересные газеты о своих домашних питомцах и рыбках подготовили вместе с детьми семья Киреевой Вики - «Говорящий попугайчик Кузя», семья Алишера Сагадиева - «Аквариумные рыбки», семья Данила Гринько - «Черепаха Чип», семья Петровой Вики - «Наши хомячки». Видеоматериалы по проведению опытов дома предоставили семьи: Караевой Сабины (опыт с разбегающимися палочками), Колотова Даниила (смешивание разных жидкостей), Сороченко Кати (секретные чернила).

Всю проведенную работу, все опыты ребята просмотрели в записи на слайдах в группе. В процессе просмотра каждый рассказал о своих достижениях и впечатлениях. Конечным этапом по реализации данного проекта стала тематическая выставка «Экспериментируем дома» . Итог работы оказался положительным.

Таким образом, можно сказать, что прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей нашей группы, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома, заметно повышение компетентности родителей в организации этой деятельности. Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным.

Список использованной литературы

1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009, № 3.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. - М.: пед. общество России, 2005.

3. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание», 2003, №3.

4. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006, №

5. Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание», 2005, № 12.

Презентация проекта

В ходе проведения реформирования системы образования, в настоящее время большое внимание уделяется реализации Суть заключается в том, что ребенок является полноправным, активным участником воспитательно-образовательного процесса.

При ознакомлении дошкольника с окружающим миром, на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания. В условиях огромного информационного потока, доступности всевозможных ресурсов и легкости нахождения решения какой-либо проблемы, ребенок должен хотеть познавать новое.

Дошкольников - естественное состояние детей. Вспомните себя в детстве - быть может, кто-то разбирал родительские часы, пытаясь понять суть механизма. Маленький исследователь с отверткой в руках - закономерное и нормальное явление для детей как школьного, так и детсадовского возраста.

Создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие. Опытный педагог знает и понимает, что не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.

Многие отечественные психологи склоняются к мысли о том, что исследовательская деятельность - это высшая форма развития познавательной активности, когда ребенок не хаотично пытается понять, что как устроено, а целенаправленно, пытаясь планировать результат, идет к намеченной им цели.

Структура поисковой деятельности представлена следующим образом:

Переданная от взрослого или выдвигаемая самими детьми задача, требующая решения;

Анализ условий, способствующих решению поставленной задачи (данная операция может быть выполнена детьми как самостоятельно, так и с помощью взрослого);

Выдвижение гипотез о возникновении задачи и способов ее решения;

Выбор способов проверки и непосредственно сама проверка способов решения задачи;

Выводы, итоги, анализ;

Новые задачи и их обсуждение.

Исследовательская деятельность осуществляется по следующему алгоритму:

Формулирование проблемы;

Определение темы, постановка цели и задач;

Выдвижение гипотезы;

Разработка плана действий;

Непосредственное проведение опыта для подтверждения либо опровержения выдвинутой гипотезы;

Анализ реализованных мероприятий, выводы, дальнейшая разработка путей решения проблемы.

Исследовательская деятельность школьников и дошкольников, впрочем, как и всех людей, предполагает действие по вышеописанному алгоритму.

Что же касается интересов и тем для исследования, то старшие дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Так, в игровой форме (а ведущим в данном возрасте является игра), развивается мышление. Главная задача взрослого - попытаться заинтересовать ребенка необычным опытом или эффектом, дать возможность провести эксперимент самому дошкольнику.

Проект:

«Поисково – исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода»

Выполнил: Левшакова О.В.

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №18

«Журавушка»,

специалист 1-ой

квалификационной категории

I. Введение

1. Актуальность выбранной темы

1) Роль экологического воспитания в дошкольном детстве

2) Роль поисково – исследовательской деятельности в изучении природы

3) Структура эксперимента и особенности экспериментирования в старшем дошкольном возрасте

2. Анализ внешней ситуации

3. Анализ внутренней ситуации

4. Проблема, цель и задачи проекта

5.Ожидаемые результаты

II.

1. Методическое обоснование проекта

2.Формы работы поисково-исследовательской деятельности дошкольников по блокам

3. Перспективный план работы с детьми

4. Дидактические игры по теме «Вода»

5. Финансовое содержание проекта

6. Мониторинг проекта

III. Заключение

IV. Литература

V. Приложение

I. Введение

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжении в природу, часто безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные, ведущие к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды.

Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, и, вероятно, при его обучении и воспитании проблемам экологии не уделялось достаточное значение. Вот почему в конце ХХ века проблема экологической грамотности населения выдвинулась на одно из первых мест. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды, закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Вержбицкого Л.А. и Львовой С.П. разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».

В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы являются дошкольные учреждения. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. И этому есть обоснование: обобщая различные определения, цели, задачи экологического образования, нужно отметить, что чаще всего они называются экологической культурой, экологическим сознанием, формированием бережного отношения и любви к природе, а истоки любого сознания закладываются в детстве.

По Н.А.Рыжовой под экологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка, на наш взгляд, включает:

Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

Развитие познавательного интереса к миру природы;

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе. формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Педагогический процесс экологического образования детей можно представить в виде таблицы (Таблица № 1)

Таблица №1. Модель педагогического процесса экологического образования детей.

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ОСВОЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ, ОВЛАДЕНИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ МЕТОДАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ

ОВЛАДЕНИЯ УМЕНИЯМИ УХОДА ЗА РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ

НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОМУ И К ПРИРОДЕ

НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ

Возможность усвоения природоведческих знаний детьми дошкольного возраста обосновали в своих исследованиях С.Н.Николаева, Л.С. Игнатьина, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева. А.М.Федорова. А.И. Иванова, Н.А.Рыжова и детские психологи А.В.Запорожец. Н.Н.Поддъяков.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. В решении этой задачи, а также для формирования системы элементарных научных экологических знаний существенную роль играет поисково-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка. полностью определенной им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Что же такое опыт и эксперимент? Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Эксперимент – чувственно- предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п. Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента. можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей.

При проведении поисково-исследовательской деятельности с детьми педагогу необходимо твердо знать структуру эксперимента и особенности экспериментирования в разных возрастных группах.

В каждом эксперименте А.И.Иванова выделяет следующие этапы:

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики экспериментирования.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов.

А.И.Иванова выделяет следующие особенности экспериментирования в старшем дошкольном возрасте

СТАРШАЯ ГРУППА

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.

При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.

Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость.

В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1) дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;

2) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Традиционно педагоги детских садов чаще обращают внимание детей и знакомят их с растениями и животными, хотя объекты неживой природы представляют для дошкольников не меньший интерес. С самого рождения детей окружают различные объекты и явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки и увлажняет глаза. Дошкольники с упоением собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой – предметы и явления неживой природы входят в их жизнь, являются объектами наблюдений и игры. Все это позволяет и делает возможным проводить систематическое и целенаправленное ознакомление детей с неживой природой.

Я провела диагностику знаний детей по теме «Вода». Ее результаты представлены в таблице № 2

Таблица № 2

Что такое вода? (жидкость)

Для чего мы ее используем?

Что растет в воде?

Кто живет в воде?

Кому нужна вода?

Почему воду нужно беречь?

Проведение и анализ педагогической диагностики, наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в свободной деятельности убедили меня, что необходимо найти более действенные методы при обучении детей. На данном этапе таким методом я определила поисково- исследовательскую деятельность. А так как данный метод не очень часто используется в работе педагогов и является незнакомым для детей, то считаю, что дошкольников необходимо обучать планированию и проведению поисково- исследовательской деятельности. Отсюда сложилась проблема проекта.

2.Проблема проекта:

«Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода»

Цель проекта:

Разработать систему работы по организации поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы (воды).

Задачи проекта:

1. Помочь детям освоить структуру эксперимента, включаться в поисково-исследовательскую деятельность,

накапливать опыт и знания, развивать интерес к познавательной и учебной деятельности при изучении воды.

2. Изучить методическую литературу по организации и проведению поисково-исследовательской деятельности в

неживой природе.

3. Разработать систему работы по организации поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении элемента неживой природы – воды.

4. Подобрать соответствующий дидактический материал по теме «Вода».

5. Разработать финансовое содержание проекта.

3.Ожидаемые результаты

Надеюсь, что предложенный проект поможет мне и педагогам в организации и проведении поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы, а детям позволит приобрести прочные знания о воде, «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира, самим добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, повысит качество знаний воспитанников, сформирует желание включаться в деятельность поиска и творчества.

II. Концептуализация и пути реализации проекта:

Этапы реализации задач:

1) Изучение методической литературы по вопросу поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы.

2) Рассмотреть формы работы поисково-исследовательской деятельности дошкольников по блокам.

3) Разработать перспективный план работы с детьми.

4) Подобрать дидактические игры на тему «Вода».

5) Разработать финансовое содержание проекта

1.Методическое обоснование проекта.

Для осуществления проекта я ознакомилась со следующей литературой (Таблица № 3)

Таблица № 3. Методическое обоснование проекта.

Программа, технология, разработки

С.Н. Николаева

Программа «Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Методика экологического воспитания детей в детском саду»

С.Н. Николаева

«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

С.Н.Николаева

«Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников»

С.Н. Николаева

«Место игры в экологическом воспитании дошкольников»

С.Н. Николаева

«Ознакомление дошкольников с неживой природой»

Н.А. Рыжова

Программа «Наш дом – природа»

Н.А. Рыжова

«Дом под крышей голубой»

Н.А.Рыжова

«Почва – живая земля»

Н.А.Рыжова

«Что у нас под ногами»

Н.А.Рыжова

«Волшебница вода»

Н.А.Рыжова

«Воздух- невидимка»

А.И.Иванова

Программа «Живая экология»

А.И.Иванова

«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

А.И.Иванова

«Методика организации наблюдений и экспериментов в детском саду»

Т.Н.Зенина

«Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами»

О.А.Воронкевич

«Добро пожаловать в экологию!»

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

2. Для более полного охвата я выделила содержание поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников при изучении воды, доступных возрастному пониманию и изучению, которые буду использовать в планировании. Это -

1. Свойства и признаки воды.

2. Три агрегатных состояния воды (газообразное, жидкое, твердое):

Свойства и качества;

Переход из одного состояния в другое;

3.круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.

Я рассмотрела формы деятельности и попыталась выделить ключевые моменты, на которых строится работа с детьми. (Таблицы № 4, № 5, № 6)

Таблица № 4.Организованная форма обучения

ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

ЭКСКУРСИИ

НАБЛЮДЕНИЯ

ОБОБЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ

ОПЫТЫ. ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ В ПРИРОДЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ЛЮДЕЙ В ПРИРОДЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Таблица № 5. Совместная деятельность взрослого и детей

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДОСУГИ И ПРАЗДНИКИ

ОПЫТЫ, ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОСМОТР ФИЛЬМОВ

НАБЛЮДЕНИЯ

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

СБОР КОЛЛЕКЦИЙ

РАБОТА В БИБЛИОТЕКЕ

РАБОТА В ЦЕНТРЕ «МАСТЕРИЛКИ»

РАБОТА С МОДЕЛЯМИ

Таблица № 6. Самостоятельная деятельность детей

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ И НА УЧАСТКЕ

РАБОТА В УГОЛКЕ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

РАБОТА В ЦЕНТРЕ «МАСТЕРИЛКИ»

РАБОТА С КАЛЕНДАРЕМ ПРИРОДЫ, ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЙ

3. Для плодотворного и системного претворения проекта я включила поисково-исследовательскую деятельность во все блоки деятельности (Таблицы № 7)

Таблица № 7.

Месяц

Вид деятельности

Цель

Действия

1.Организованная форма:

1) Занятие «Вода – источник жизни»

2)Занятие

«Вода вокруг нас, какая она?»

3) Занятие «Куда бежит река?»

Показать значение воды в жизни живых существ. Закрепить знания о воде, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

Изучить свойства и признаки воды.

Помочь понять детям, где в каком виде существует вода в окружающей среде, познакомить с водоемами.

1.Поиск «Кому нужна вода?»

Детям предлагают по схемам определить значение воды в жизни живых существ и человека.

Решение проблемных вопросов:

1-ый вопрос: «Что произойдет с живыми существами и человеком, если воды не станет?»

2-ой вопрос: «Нужно ли беречь воду и почему?»

Вывод: Вода нужна всем живым существам и человеку. Без воды все живое погибнет, поэтому воду нужно беречь.

1.Опыт «Вода прозрачная»

Детям предлагают сравнить жидкости – воду и молоко. Жидкости находятся в двух стаканчиках, в стаканчики предлагают опустить ложки.

Вопрос: В каком стаканчике ложка видна? Почему?

Вывод: вода прозрачная.

2.Опыт «У воды нет вкуса»

Перед детьми ставят 3 стаканчика: с водой, с молоком, с соком. Предлагают поочередно попробовать жидкости из стаканчиков через индивидуальную трубочку для коктейля.

Вопрос: Есть ли вкус у воды?

Вывод: У воды нет вкуса.

1.Опыт «Какой может быть глубина?»

Детям предлагают измерить глубину условной меркой в емкостях с водой разного размера (тарелка, ковш, маленький тазик, большой таз, ведро)

Вопрос: Одинакова ли глубина в емкостях?

Вывод: Глубина может быть разной, чем объемнее емкость, тем больше глубина.

2.Опыт «Какая вода в морях и океанах»

Детям предлагают попробовать на вкус воду из стаканчиков: в 1-ом пресная вода, во 2-ом – соленая

Вопрос: Можно ли использовать соленую воду для питья и приготовления пищи?

Вопрос: Много ли на Земле пресной воды?

Вывод: Соленой воды на Земле много, но ее нельзя использовать, а пресной воды – мало, поэтому ее нужно беречь.

2.Совместная деятельность:

1) Наблюдение за таянием снега и льда

2)Дидактическая игра «Волшебница вода»

«Неделя воды»

3)Просмотр фильма «Как вода попадает в наш дом»

4) Игры с водой: «Фонтанчики»

5)Выставка рисунков «Вода – наше богатство»

Помочь детям установить зависимость агрегатного состояния воды от температуры окружающего воздуха (переход из одного состояния в другое)

Закрепить знания о том, кому нужна вода

Расширять знания детей об использовании ее человеком, познакомить с устройством водопровода

Показать на макете, как работают фонтаны

Пропаганда знаний о воде среди родителей и малышей

Изучение свойств воды

1.Опыт «Снег, лед –это застывшая вода»

Принести комочек снега и кусочек льда, положить их в разные емкости. Предложить детям наблюдать за состоянием снега и льда, их изменениями.

Вопрос: Что произошло со снежным комочком и кусочком льда? Почему?

Вывод: Снег, лед – это вода.

Побуждать детей делать выводы, обосновывая их.

Знакомятся с устройством водопровода.

Моделирование фонтана.

Оформление выставки

1.Опыт «Как растянуть воду?»

В пробирку наливают воду и делают отметку уровня воды, закрывают пробирку пробкой и выносят на мороз.

После замерзания льда в пробирке больше уровня воды. После того, как лед растает, уровень воды совпадает с первоначальным.

Вывод: При замерзании вода как бы растягивается, объем льда больше, объема воды

3.Самостоятельная деятельность детей.

1)Изготовление цветных льдинок.

2)Сюжетно-ролевая игра «В прачечной»

3)Рисование для выставки по темам: «Кому нужна вода», «Давайте беречь воду!»

Закрепить знания детей о зависимости состояния воды от температуры окружающего воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности -учить ставить эксперименты с водой самостоятельно.

Закреплять знания о свойствах воды.

Закрепить знания о том, кому нужна вода и почему ее нужно беречь.

Детям предлагают растворить в маленьких стаканчиках с водой разноцветные краски, перелить их в формочки и вынести с собой на прогулку в морозный день. Формочки оставляют на некоторое время, затем смотрят, что получилось.

Стирают кукольное белье, учатся смешивать воду разной температуры до получения желаемого результата, наблюдают свойства смачивания ткани водой.

Рисуют сюжеты о воде, об использовании ее человеком.

1.Организованная форма:

1) Занятие «Ледоход»

2)Занятие «Кто живет в реке?»

3) Занятие «Я и река»

4)Конструирование из бумаги «Кораблик»

5) Рисование «Ледоход»

Познакомить детей с природным явлением – ледоходом. Выяснить причину этого явления.

Познакомить детей с обитателями водоемов. Выяснить могут ли обитатели рек и озер жить в грязной воде?

Прививать навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения

Учить детей делать кораблик для игр с водой

Закрепить знания детей о природном явлении – ледоходе

Моделирование ледохода.

1.Опыт. «Очистка грязной воды»

Детям предлагают сравнить воду в двух стаканчиках: в 1-ом – чистая вода, во 2-ом – грязная.

Вопрос: В какой воде могут жить водные обитатели, а в какой – нет?

Вывод: В грязной воде обитатели жить не могут.

Вопрос: Как можно очистить воду?

Воспитатель предлагает очистить воду при помощи фильтра. Педагог объясняет, что фильтры могут быть очень большими при помощи которых можно очищать грязную воду, использованную на заводах.

Вывод: Воду можно очистить при помощи фильтров.

Обсуждение рассказа «Как люди речку обидели»

Проблемный вопрос: Какие правила поведения в природе нужно соблюдать во время пребывания на водоеме?

Детям предлагается составить правила поведения на реке и нарисовать знаки – схемы.

Рисуют сюжеты, связанные с ледоходом

2. Совместная деятельность:

1) Наблюдение в природе за таянием снега

2)Наблюдение за ручейками.

3)Дидактическая игра «Маленькие человечки»

4)Чтение А.Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

5)Просмотр экологической сказки «Сказка о главном богатстве» (постановка экологической дружины «Муравейник при ДЭБС)

6)Чтение А.И.Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей. Лужа»

Закрепить знания детей о зависимости агрегатного состояния воды от температуры окружающего воздуха (переход из одного состояния в другое)

Выяснить, откуда берутся ручьи. Установить, в какое время суток их больше всего и с чем это связано.

Продолжать знакомить детей со свойствами веществ на молекулярном уровне. Помочь детям понять, почему при изменении агрегатного состояния воды меняются ее свойства.

Расширение знаний детей о природных явлениях

Прививать навыки экологически грамотного поведения при природопользовании, понимать необходимость бережного отношения к природным ресурсам и последствий экологически неграмотного поведения человека

Изучение свойств воды

Ведут календарь погоды.

Отмечают еженедельно высоту снежного покрова и температуру воздуха.

Фиксируют температуру воздуха и количество ручьев, их наполняемость.

На примере «маленьких человечков» смоделировать агрегатное состояние снега и воды (твердого и жидкого вещества)

Слушают чтение, рассматривают иллюстрации, обсуждают, объясняют явление, прогнозируют последствия.

Знакомятся с правилами природопользования.

Моделирование волны:

Игра «Как возникает волна»

1)Сюжетно-ролевая игра «Мореплаватели»

2) Конструирование из бумаги корабликов

Закрепить знания о свойствах воды – удерживании предметов на плаву.

Закреплять умение мастерить, развивать желание подарить поделку малышам

1 Опыт. «Кораблик плывет по воде».

Детям предлагают запускать в ручье бумажные кораблики и наблюдать за их плаванием.

Вопрос: Почему кораблик не тонет?

Вывод: Вода способна удерживать предметы на своей поверхности.

Самостоятельные игры с водой.

1.Организованная форма:

1) Занятие «Путешествие капельки»

2)Занятие «Что растет в воде»

3)Музыкальное занятие (часть)

4) Занятие по изо

«Аквариум»

(Аппликация, рисование – по выбору детей)

Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособлением к жизни в воде

Слушание музыкальных произведений о воде

Закрепить знания о внешнем виде водных растений, учить передавать образ водных растений в изодеятельности

1 Опыт. «Куда исчезла вода?»

Предложить детям утром налить немного воды в мисочки и расставить их в разных местах: на подоконник на солнце, на батарею в затененное место. Через некоторое время проверить наличие воды.

Вопрос: Куда исчезла вода?

Вывод: Вода «высохла», т.е. испарилась

Определение названия растения с помощью Атласа-определителя растений

Угадывание физического явления, связанного с водой (дождь, гроза, ручей, река, море, шторм и т.п.)

Выполняют работу, передавая образ водных растений

2. Совместная деятельность:

1) Наблюдение в группе, как моют пол

2)Наблюдения на прогулке за лужей

3)Наблюдения в группе за уровнем воды в аквариуме

4)Подвижная игра «Мы – капельки»

5) Чтение стихотворения

Г. Люшнина «Капелька»

6)Экскурсия на реку

7)Чтение Н.А.Рыжова «Жила-была река»

6)Чтение А.И.Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей. Лужа»

Закрепить знания детей о том, что вода испаряется.

Выяснить, почему лужа уменьшается и исчезает.

Выяснить, почему в аквариум приходится доливать воду?

Закрепить знания детей о круговороте воды в природе

Прививать навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.

Закреплять знания детей о необходимости экологически грамотного отношения к природе.

Расширение знаний детей оводе

Наблюдение за высыханием пола.

По контуру лужи положить веревку в начале прогулки, по окончании прогулки проверить, изменилось ли что-либо. Почему?

Отметить мелом уровень воды в аквариуме, через несколько дней проверить, произошли ли какие-нибудь изменения. Почему?

Моделирование круговорота воды в природе

Инсценировка текста

Обследование берега.

Вопрос: Можно ли визуально определить место отдыха людей?

Вопрос: Какой мусор они оставили?

Вопрос: Как помочь реке?

Вывод: При отдыхе на природе нельзя оставлять за собой мусор. При загрязнении берега бытовым мусором можно провести экологический субботник.

Обсуждение прочитанного.

Проблемный вопрос:

Обсуждение прочитанного, поиск ответов на проблемные вопросы по тексту.

3.Самостоятельная деятельность детей:

1) Рассматривание иллюстраций в книге «Жизнь на дне океанов», набора открыток «Мир аквариумов»

2)Раскрашивание в альбомах – раскрасках «Аквариум»

3) Рисование на тему «Вода – наша помощница»

Расширять знания детей о жизни в воде.

Расширять знания детей о водных обитателях.

Закреплять знания детей о роли и значимости воды в жизни человека

Сравнение обитателей водоемов – океанов и аквариумов.

Выявление и передача отличительных особенностей обитателей аквариумов

Рисование сюжетов о воде.

4. Для обучения и закрепления знаний дошкольников о воде я использовала следующие игры (Таблица № 8)

Таблица № 8.

Дидактическая игра

Игровые действия

«Маленькие человечки»

Знакомство детей со свойствами веществ на молекулярном уровне. Помочь детям понять, почему при изменении агрегатного состояния воды меняются ее свойства.

На примере «маленьких человечков» моделируют агрегатное состояние воды (твердого, жидкого, пара)

«Волшебница вода»

Изучение и закрепление знаний о свойствах воды и значении ее для всего живого

«Звук, свет, вода»

Изучение явлений неживой природы

Лото. Раскладывают карточки в соответствии с заданиями.

«Хорошо – плохо»

Учить находить противоречия

Поиск противоречий в свойствах и явлениях природы

«Береги живое»

(экологическая игра)

«Природа и человек»

(экологическая игра)

Учить правилам природопользования и познакомить с последствиями экологически неграмотного поведения людей.

Лото. Раскладывают карточки и обсуждают предложенные сюжеты

«Стань другом природы»

(экологическая игра)

Учить детей правилам экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.

Лото. Раскладывают карточки и обсуждают предложенные сюжеты

5. Финансовое содержание проекта.

Финансирование проекта осуществляется из внебюджетных средств. Предполагаемые затраты отражены в

таблице № 9.

Таблица № 9.

Мероприятия

Объем финансирования в рублях

Приобретение методической литературы по изучаемому вопросу

Организация подписки на периодические издания

Приобретение дидактических игр

Приобретение оборудования для лаборатории

Приобретение материала в детскую библиотеку

постоянно

6. Мониторинг проекта.

Для мониторинга проекта я использовала диагностику предложенную Т.М. Бондаренко, разработанную на основе программы Н.А. Рыжовой «Наш дом природа».

Диагностика представляет собой схему изучения знаний детей о неживой природе. Я использовала раздел «Вода».

Результат в % от числа опрошенных

Что такое вода? (жидкость)

Где встречается? (в ручейке, реке, озере, океане, море, кране)

Для чего мы ее используем?

Всегда ли вода одинакова? (вода бывает разная: дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки)

Знания о круговороте воды в природе

Свойства воды? (прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т.д.)

Что растет в воде?

Кто живет в воде?

Кому нужна вода?

Почему воду нужно беречь?

III. Заключение.

Мною изучены и проанализированы работы педагогов-экологов Н.А,Рыжовой, И.А.Ивановой,

С.Н.Николаевой и других, выявлена роль экологического воспитания в дошкольном детстве и роль поисково – исследовательской деятельности в изучении природы. Для внедрения проекта в педагогический процесс я разработала план работы с детьми, включив поисково- исследовательскую деятельность во все формы работы с детьми. Были подобраны дидактические игры по теме «Вода».

Считаю, что реализация представленного проекта помогла мне в организации и проведении поисково- исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы, а мои воспитанники приобрели прочные знания о воде, научились вести поиск и находить ответы на проблемные вопросы, научились самостоятельно добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, т.е. учат учиться, у них формируются основы экологической культуры и экологически грамотного поведения в природе.

VI. Литература

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. 2006

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург. 2006

3. Заринова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. 1994. № 7.

4. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М. 2006

5. Иванова А.И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». М., 2006.

6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.

7. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004.

8. Ковинько Л.В. Секреты природы – это интересно. М.2004..

9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 2002

10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2001

11. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. 2005

12. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М., 1995.

13. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

14. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». М., 2005

15. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005

16. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. М., 2005

17. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. М., 2005

18. Рыжова Н.А. Волшебница – вода. М.,2005

19. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М., 2005