Это процесс помещения информации в определенное хранилище с целью извлечения ее оттуда через некоторое время для дальнейшего использования. Хранение информации – это процесс помещения информации в определенное хранилище с целью извлечения ее оттуда через некоторое время для дальнейшего использования. времени хранения Различная информация требует разного времени хранения носителя носителя Хранилище информации зависит от ее носителя носителя




Это целенаправленный процесс, в результате которого информация передается от одного объекта к другому. Передача информации – это целенаправленный процесс, в результате которого информация передается от одного объекта к другому. Источник Кодирующее устройство Декодирующее устройство ПриемникПомехи Защита от помех




Процесс изменения вида (формы), смысла (содержания), объема (количества) информации. Обработка (преобразование) информации – процесс изменения вида (формы), смысла (содержания), объема (количества) информации. Входная информация Преобразователь информации Выходная информация Общая схема обработки информации




Задание: Приведите примеры способов передачи информации по схемам: Источник (человек) Приемник (человек) Источник (устройство) Приемник (человек) Источник (человек) Приемник (устройство) Источник (предмет) Приемник (человек) Источник (человек) Приемник (предмет)

Лекция №4

Поговорим о хранении информации. Где хранит информацию человек? Это собственная (биологическая) память человека – внутренняя память; разнообразные средства записи информации - бумажные, магнитные и прочие – внешняя память.

Все устройства компьютера связаны между собой каналами передачи информации. Из внешнего мира информация поступает в компьютер через устройства ввода; поступившая информация попадает во внутреннюю память. Если требуется длительное ее хранение, то из внутренней памяти она переписывается во внешнюю память.

Оперативную память еще называют – ОЗУ (оперативное запоминающее устройство). ПЗУ – постоянное запоминающее устройство, батарейка хранящая информацию о дате, времени, начале загрузки.

Обработка информации осуществляется процессором при непрерывной двусторонней связи с внутренней памятью: оттуда извлекаются исходные данные, туда же помещаются результаты обработки. Информация из внутренней памяти может быть передана во внешний мир (человеку или другим компьютерам) через устройства вывода.

Понятие программы и данных.

Всю информацию, циркулирующую между различными устройствами компьютера, можно разделить на две разновидности: данные и программы. Для решения какой либо задачи компьютеру нужно сообщить исходные данные и программу работы. И данные и программа представляются в определенной форме, “понятной” компьютеру, заносятся во внутреннюю память компьютера и затем компьютер переходит к выполнению программы, т. е. решению задачи. Компьютер является формальным исполнителем программы. Любая работа выполняется компьютером по программе, будь то решение математической задачи, перевод текста с иностранного языка, получение рисунков на экране, игра с пользователем и т.д.

Суть принципа программного управления компьютером сводится к следующим трем положениям:

1) любая работа выполняется компьютером по программе;

2) исполняемая программа находится в оперативной памяти;

3) программа выполняется автоматически.

Свойства внутренней (оперативной) памяти.

Рассмотрим свойства каждого из видов памяти.

Следует говорить о двух типах свойств: о физических свойствах и о принципах организации информации.

Физические свойства внутренней памяти:

– это память, построенная на электронных элементах (микросхемах), которая хранит информацию только при наличии электропитания; по этой причине внутреннюю память можно назвать энергозависимой;

– это быстрая память; время занесения (записи) в нее информации и извлечения (чтения) очень маленькое - микросекунды;

– это память небольшая по объему (по сравнению с внешней памятью).



Быструю энергозависимую внутреннюю память называют оперативной памятью, или ОЗУ - оперативное запоминающее устройство.

В компьютере имеется еще один вид внутренней памяти - постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). Основное его отличие от ОЗУ - энергонезависимось, т. е. при отключении компьютера от электросети информация в ПЗУ не исчезает. Кроме того, однажды записанная информация в ПЗУ не меняется. ПЗУ - это память, предназначенная только для чтения, в то время как ОЗУ - для чтения и для записи. Обычно ПЗУ по объему существенно меньше ОЗУ.

Информационная структура внутренней памяти: Представляет собой последовательность двоичных ячеек - битов.

Битовая структура внутренней памяти определяет ее первое свойство: дискретность. Каждый бит памяти в данный момент хранит одно из двух значений: 0 или 1, т. е. один бит информации. В процессе работы компьютера эти нули и единички “мигают” в ячейках.

Второе свойство внутренней памяти называется адресуемостью. Но адресуются не биты, а байты. - 8 рас­положенных подряд битов памяти. Адрес байта - это его порядковый номер в памяти. Доступ к информации в оперативной памяти происходит по адресам: чтобы записать данные в память, нужно указать, в какие байты ее следует занести. Точно так же и чтение из памяти производится по адресам. Таким способом процессор общается с оперативной памятью.

Итак, информационная структура внутренней памяти - битово-байтовая. Ее размер (объем) обычно выражают в килобайтах, мегабайтах

Виды внешней памяти (жесткие и гибкие магнитные диски, лазерные диски, flash-память).

Есть три разновидности носителей информации, используемых в устройствах внешней памяти:

– магнитные

– оптические.

– flash (хранит информацию в микросхемах)

Существуют магнитные ленты и магнитные диски. Оптические диски называются CD-ROM (Compact Disk - Read Only Memory) - компактный диск - только для чтения, CD-R (Compact Disk – recordable) – записываемый, CD-RW (Compact Disk – ReWritable) - перезаписываемый.

Физические свойства внешней памяти:

– внешняя память энергонезависима, т. е. информация в ней сохраняется независимо от того, включен или выключен компьютер, вставлен носитель в компьютер или лежит на столе;

– внешняя память - медленная по сравнению с оперативной; в порядке возрастания скорости чтения/записи информации, устройства внешней памяти располагаются так: магнитные ленты - магнитные диски - оптические диски – флеш-память;

– объем информации, помещающейся во внешней памяти больше, чем во внутренней; а с учетом возможности смены носителей - неограничен.

Необходимо обратить внимание на используемую терминологии:

– Ленты, диски - это носители информации.

– Устройство компьютера которое работает с магнитной лентой, записывает а считывает с нее информацию, называется накопителем на магнитной ленте (НМЛ). Употребляется также английское название этого устройства - стриммер.

– Устройство чтения/записи на магнитный диск называется накопителем на магнитном диске (НМД) или ди­сководом.

– С оптическими дисками работает оптический дисковод.

Оперативная память

Оперативная память (ОЗУ) – память с произвольным доступом – это быстрое запоминающее устройство не очень большого объема, непосредственно связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных, обрабатываемых этими программами.

Название «оперативная» память получила потому, что она работает очень быстро, так что процессору не приходится ждать при чтении данных из памяти или записи в память. Однако содержащиеся в ней данные сохраняются, пока компьютер включен; при выключении компьютера содержимое оперативной памяти стирается (за некоторыми исключениями).

Оперативная память (RAM – Random Access Memory – память с произвольным доступом) представляет собой множество ячеек, причем каждая ячейка имеет свой уникальный двоичный адрес (нумерация ячеек начинается с нуля). Каждая ячейка памяти имеет объем от 1 байт, следовательно, максимальный объем адресуемой памяти для процессоров равен 4 294 967 296 байт = 4 194 304 Кбайт = 4096 Мбайт = 4 Гбайт.

Кэш-память

Кэш-память (cache), или сверхоперативная память, - очень быстрое ЗУ небольшого объема, которое используется при обмене данными между процессором и оперативной памятью для компенсации разницы в скорости обработки информации процессором и несколько менее быстродействующей оперативной памятью.

Кэш-памятью управляет специальное устройство – контроллер, который, анализируя выполняемую программу, пытается предвидеть, какие данные и команды, вероятнее всего понадобятся в ближайшее время процессору, и переписывает их в кэш-память. Кэш-память реализуется на микросхемах статической памяти SRAM (Static RAM), более быстродействующих, дорогих и малоемких, чем DRAM.

Современные микропроцессоры имеют встроенную кэш-память, так называемый кэш первого уровня, емкостью от 32 до 128 Кбайт. Кроме того, на системной плате компьютера может быть установлен кэш второго уровня емкостью 512 Кбайт и выше.

Постоянная память

Постоянная память (ROM- Read Only Memory – память только для чтения) – энергонезависимая память, используемая для хранения данных, которые никогда не потребуют изменения. Содержание памяти специальным образом «зашивается» в устройстве при его изготовлении для постоянного хранения. Из постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) данные можно только читать.

Прежде всего, в постоянную память записывают программу управления работой самого процессора. В ПЗУ находятся программы управления дисплеем, клавиатурой, принтером, внешней памятью, программы запуска и остановки компьютера, тестирования устройств.

Перепрограммируемая память

Перепрограммируемая постоянная память (Flash Memory) – энергонезависимая память, допускающая многократную перезапись своего содержимого.

Важнейшая микросхема постоянной памяти, или Flash-памяти, - модуль BIOS. BIOS (Basic Input/output System – базовая система ввода-вывода) – совокупность программ, предназначенных для автоматического тестирования устройств после включения питания компьютера и загрузки операционной системы в оперативную память.

CMOS-память

CMOS RAM – это память с невысоким быстродействием и минимальным энергопотреблением от батарейки. Она используется для хранения информации о конфигурации и составе оборудования компьютера, а также о режимах его работы. Содержимое CMOS изменяется специальной программой Setup, находящейся в BIOS.

Внешняя память компьютера.

Видеокарта

Видеокарта – это плата с микросхемами, которая служит для форматирования изображения на экране. Все, что мы видим на экране монитора, создано процессом с помощью видеокарты. На видеокарте находятся микросхемы памяти, в которых хранится создаваемое изображение. Объем памяти видеокарт 128, 256, 512 Мб.

Как правило, в персональном компьютере используются трехдюймовые дискеты (размер – 3,5 дюйма, объем – 1,44 Мб). На дискете есть изображение стрелки, для правильной вставки дискеты в дисковод. На обратной стороне дискеты находится пластмассовая защелка, с помощью которой можно запретить запись на дискету. Для этого достаточно щелкнуть защелку до упора так, чтобы на ее месте появился просвет. Диск покрыт магнитным слоем. Информация на диске записывается на концентрические дорожки. Каждая дорожка разбита на сектора, таким образом, информация на диске хранится порциями. Каждая дорожка и каждый сектор пронумерованы. Информация на дискете может записываться и перезаписываться. Как правило, дискеты используются для обмена информацией между персональными компьютерами и для хранения архивной информации. В настоящее время почти вышли из употребления.

Винчестер

Дисковод для жесткого диска (винчестер) предназначен для быстрой записи и считывания информации. На винчестере хранится большинство программ, с которыми работает пользователь, также на винчестере пользователь сохраняет результаты своей работы (программы, тексты, таблицы и т.п.). Винчестер представляет собой несколько магнитных дисков, спрятанных в герметичном корпусе. Корпус жесткого диска герметичен, чтобы вовнутрь не попадала пыль и грязь.

Запись и считывание информации с винчестера, в отличии от дискет, происходит очень быстро.

Емкость винчестера в первых персональных компьютерах составляла 20 Мб, в современных – 80, 160,250, 320, 500, 750 Гбайт, 1 Тбайт.

Компакт диски

CD-ROM диск можно только читать, эти диски делают с помощью обычного штампа и матрицы. На поверхности CD-ROM диска находятся концентрические дорожки с микроуглублениями. Считывание информации с CD-ROM диска осуществляется с помощью маленького лазера, поэтому CD-ROM диски называют также оптическими. Если на персональном компьютере установлена звуковая плата, то с помощью CD-ROM дисковода можно проигрывать на персональном компьютере аудиокомпакт-диски. Также многие CD-ROM дисководы имеют аудиовыход на передней панели, в этом случае можно прослушивать аудиокомпакт-диски и без звуковой платы.

Емкость CD-ROM диска составляет более 600 Мб.

Компакт-диск следует осторожно брать за края, чтобы не испачкать поверхность диска.

Обычно для вставки CD-ROM диска следует открыть дисковод с помощью кнопки на его лицевой панели. При этом из дисковода начнет плавно выезжать подложка диска. На одной из сторон CD-ROM диска, как правило, находится название и иногда рисунок. Компакт-диск вставляется так, чтобы сторона с названием была наверху. Диск надо класть на подножку точно в углубление и еще раз нажать кнопку на лицевой панели.

Компакт-диск можно протирать сухой мягкой тканью. Нельзя надписывать и ронять компакт-диск, а также нагревать или оставлять его на солнце.

Дальнейшее развитие технологий производства компакт-дисков привело к созданию дисков с высокой плотностью записи – цифровой универсальный диск Digital Versatile Disk (DVD), объем информации на диске до 4,7 Гбайт. Дальнейшее увеличение объема информации обеспечивается применением двухслойных и трехслойных DVD. Емкость таких носителей составляет 30 (двухслойный) и 45 (трехслойный) Гб.

Группа научных сотрудников Imperial.College в Лондоне занимается разработкой оптического диска, на который можно записать 1 Тбайт данных.

Flash-память

Новый тип памяти получил название флэш-память (Flash-memory). Флэш-память представляет собой микросхему перепрограммируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ) с неограниченным числом циклов перезаписи.

Конструктивно флэш-память выполняется в виде отдельного блока, содержащего микросхему флэш-памяти и контролер, для переключения к одному из стандартных входов компьютера.

В настоящее время объем флэш-памяти достигает нескольких Гбайт (1,2,4,8), скорость записи и считывания составляет десятки Мбайт/с.

Модули и карты FLASH-памяти могут устанавливаться прямо в разъемы материнской платы и имеют следующие параметры.

FLASH-память – энергозависимое запоминающее устройство. Для перезаписи информации необходимо подать на специальный вход FLASH-памяти напряжение программирования (12 В), что исключает возможность случайного стирания информации.

Перепрограммирование FLASH-памяти может выполняться непосредственно с дискеты или с клавиатуры персонального компьютера при наличии специального контроллера либо с внешнего программатора, подключаемого с персонального компьютера.

FLASH-память может быть полезной как для создания весьма быстродействующих, компактных, альтернативных запоминающих устройств – «твердотельных дисков», так и для замены ПЗУ, хранящего программы BIOS, позволяя «прямо с дискеты» обновлять и заменять эти программы на более новые версии при модернизации персонального компьютера.

Blu-ray диски, флэш-накопители, ленточные библиотеки .

Заголовок этого раздела любого здравомыслящего человека может завести в замешательство, вызвать целую бурю эмоций и любопытных предположений. Действительно, о какой внешней человеческой памяти может идти речь? Вроде бы, мы не компьютерные механизмы и свойственных им приложений к нам никак не подключить. Мы существа, мы природой созданные разумные организмы, но как можно заменить или усовершенствовать такой непонятный процесс, как память? Ладно, если заменить механическим протезом руку или взяться ею за манипулятор робощупальца. Но память представляет из себя совершено не понятный механизм хранения информации в нашей голове, механизм чего не изучен, поэтому как можно даже об этом предполагать и говорить?! Но это только на первый взгляд. Существуют некоторые нюансы, которые позволяют относительно грубыми подходами существенно воздействовать на эффективность такого мягкого и чувствительного процесса, который постоянно функционирует в наших головах.

Сначала в общих чертах разберёмся с основными характеристиками и свойствами процесса функционирования памяти, которые известны каждому человеку, а теории о биологических процессах опустим, потому что они могут быть в итоге никак не применяться в осуществлении внешней памяти. Так вот, все мы знаем, что наша память имеет две основные формы - короткую и долгую. То есть, существуют вещи, которые мы можем запомнить всего на несколько секунд, максимум, минут, а есть вещи, которые мы можем запомнить на всю оставшуюся жизнь. Экспериментально было доказано, что за эти два вида памяти отвечают совершенно различные процессы и даже разные участки мозга, что особенно ярко проявляется при некоторых его повреждениях, когда человек лишается той или другой составляющей. Также всем известно, что мы в нее можем засунуть далеко не все, что происходит вокруг и частенько забываем некоторые важные вещи.

Однако тут можно немного отвлечься и напомнить, что можно выделить еще один вид памяти - абсолютную, которая проявляет себя при так называемой регрессии, когда можно вспомнить вообще все когда-либо каким-либо органом воспринятое и почувствованное. Доступ к этому виду памяти открывается при переживании обычной фазы, более того это единственный способ самостоятельного достижения этих глубинных процессов и даже самый легкий способ из всех известных. Так как Майнднет подразумевает под собой и легкость вхождения в выход из тела, то при нем и эта сторона скрытых человеческих возможностей памяти может выйти наружу.

Возвращаясь к памяти, вспомним, что иногда требуется запоминание очень важных вещей, однако мы не в состоянии их полностью усвоить, почему нам приходится пользоваться промежуточным языком, своего рода тоже внешней памятью, с помощью хранения информации в физическом мире, окружающем нас, путем записей, эскизов и т.д. Уже после этого становится понятным, что внешняя память не такое уж отвлеченное понятие, хотя, конечно, в контексте Майнднета речь идет уже о совсем иных вещах в этом направлении. То что нам постоянно приходится пользоваться хранением знаний и информации в стабильном мире физического пространства, неизбежно накладывает значительные издержки в осуществлении. К примеру, много ли своих мыслей вы сможете записать нашим невыразительным языком и за короткое время?

А теперь обратим внимание на свойства компьютерной памяти, которая, конечно, также обладает определенными недостатками, но и имеет значительно более мощные ресурсы в некоторых моментах. К примеру, благодаря четкому цифровому языку единичек и нолей, можно удивительно подробно и, самое главное, очень точно сохранить любую информацию. Невероятное количество операций в секунду позволяет мощным компьютером процессорам тратить на это буквально доли секунды, когда человеческому разуму требуется часы на тот же объем информации, если иметь ввиду обычную память. Вопреки расхожему мнению, что компьютером еще далеко до человеческой памяти, которая, якобы, по-прежнему далеко впереди, можно совершенно уверено заявить, что это не имеет место в действительности. Глубинная, абсолютная память, которая доступна при сильных изменениях состояниях сознания, не в счет. Это можно доказать всего одним вопросом: сколько у вас уйдет времени, чтобы запомнить десятизначную цифру и сколько на это уйдет времени даже у вашего калькулятора в мобильном телефоне, уж умалчивая о многотысячно герцовых процессорах?

Говоря о необычных свойствах компьютеров и совокупление их с человеческими процессами внутри головы можно подумать, что самым естественным выглядит технология встраивания чипов в голову, тема чего так активно мусолится во всевозможных научно-фантастических романах и даже иногда имеет экспериментальное место в реальности. Конечно, вживление чипов может быть полезным для каких-то целей, но почему-то не очень хочется быть носителем этого прибора. Тем более, что в контексте Майнднета, речь идет совсем об ином виде внешней памяти. В общем, если вы представляли это таким же образом, как это происходит с компьютером, когда вставляешь в USB порт джет-флеш и перекидываешь туда знания, а потом, когда надо, то снова вставляешь и закачиваешь их во внутрь себе ли другому, то вы ошибались. Все процессы могут происходить на гораздо более гуманном уровне.

На самом деле, внешняя память будет естественным следствием существовании технологий полноценного Майнднета. Ничего сверхъестественного и неожиданного в этом нет. Если будет возможно считывать информацию, как и навязывать ее, то будет возможность и хранить. Утрированно, весь процесс будет проходить по такому алгоритму: внутренние создание информации, которую необходимо сохранить, которая может быть как в виде объекта, так и виде письменного шифра; затем считывание восприятия этого объекта и перевод этих данных в пресловутые нолики и единицы, чтобы сохранить - вот и все. Затем, в случае необходимости, происходят действия в обратном порядке. Кроме того, возможно постоянное резервное сохранение переживаний, ведь это обычный процесс для компьютеров, поэтому можно будет пользоваться и таким плюсом этой технологии. Можно сказать, что если будет существовать Майнднет, то будет существовать и внешняя память в таком виде, так как без свойств необходимых для нее, не может быть и самого полноценного(pro) Майнднета. При light Майнднет такая особенность полностью исключена.

Если кратко коснуться свойств именно данного проявления взаимодействия этих технологий, то можно выделить несколько основных моментов. Во-первых, запоминаться может только то, что имеет полные характеристики с точки зрения восприятия. По-другому, как сейчас видится, просто не возможно, ведь речь не идет о чтении мыслей, а о сигналах, которые мы получаем во время контакта с тем или иным предметом. Вот эти сигналы и могут быть считаны и переведены в цифровой вид, а затем сохранены. Из чего следует, что запоминаемая информация должна иметь физический по восприятию вид. В свою очередь, уже из этого следует заключение, что далеко не всё может подвергнуться такому тотальному сохранению во всех деталях, вплоть до мельчайших характеристик. Правда, те нюансы, которые подразумеваются и не имеют внешнего вида, ввиду того, что они являются свойствами, почему также не могут быть считаны, могут сохраняться только в «пустом» виде. Однако при навязывании такой ограниченной формы, их свойства могут самостоятельно возникнуть даже у другого человека, ввиду «дописывающей» возможности фазы.

Может показаться, сохраняемая информация может редко иметь вид конкретного объекта. На самом деле это не так. Наше мышление не оперирует словами и буквами, как складывается впечатление, а использует исключительно образную форму рассуждений и запоминаний. Именно по этому мы сталкиваемся с трудностями, переводя как для окружающих, так и для себя эти многомерные образы в слова, которые с большим трудом могут охарактеризовать точные определения. Языки были созданы для общения между людьми, а не для использования их в отношении себя, что породило внутренний диалог, который окончательным образом подавил связь с подсознательными ресурсами, в том числе, и с интуицией, так как разучил нас полностью понимать внутренние позывы и сигналы в виде образов.

Может возникнуть вопрос, а как же эти образы превратить в физический объект в осознанном сне? ответить на этот вопрос совсем не трудно, если иметь хоть небольшое представление о ее свойствах. В ней может принять физический вид не только образ какого-то конкретного предмета, но и даже целого пространства. Автор данной книги провел достаточно много опытов в этом направлении и может с ответственностью заявить, что это действительно так. Конечно, этому присущи отдельные техники и правила, однако это возможно. Ввиду того, что Майнднет пока не существует, для проверки памяти приходилось пользоваться своими ресурсами подсознания, которые также с успехом справлялись с поставленными задачами, даже если объект множество раз изменять, прежде чем «отправить» его в память на какое-то время.

Что касается конкретных физических свойств запоминаемых объектов, то они могут быть во всех возможных плоскостях, в которых только наши чувства могут что-то воспринимать. Начиная от грубой физической формы самых разнообразных видов, заканчивая только звуком, который в таком случае вполне физический объект, хотя считать его будет достаточно трудно с существующего ныне положения вещей.

Также, у объекта будут сохраняться и свойства, если они были заранее заданы и существовали, что тоже не мало важно. Однако это возможно только в том случае, если при считывании информации о функциях объекта была полноценная информации о них, а не просто знания человека внутри которого все происходит.

Как всегда, любой разумный человек должен первым же делом задуматься над тем, насколько это все нужно, как это можно применить и что с этим делать. Если он действительно разумный, то очень быстро может и сам догадаться насколько это эффективное средство в решении многих проблем и в усовершенствовании целого ряда важнейших процессов. Опять же, можно уверенно сказать, что чисто теоретически, это может коснуться вообще всего, что только можно коснуться. Однако такого тотального распространения Майнднета ожидать не стоит, поэтому могут получить широкое распространение только несколько основных применений, во всяком случае, на первых порах.

Все эти применения происходят от одного - необходимости запомнить информацию, которая может быть как сложной, так и мгновенной в своем проявлении.

Во-первых, это хранение информации в виде конкретного предмета, когда он и является непосредственным объектом сохранения, так и когда это предмет просто принимает форму образа. Это найдёт широкое применение везде, где происходит работа творчества и требуется создавать макеты, схемы, шаблоны (архитекторам, конструкторам, инженерам, деятелям культутры) и непосредственно продукцию, например дизайн для самого же мира Майнднета или Интернета. В итоге, Майнднет позволит не только без усилий воспроизводить те или иные образы в том виде, в котором они действительно существуют без искажений вызванных переводом их в физический образ, как это бывает в повседневной реальности, но и позволит легко манипулировать всеми характеристиками и изменять их в том или ином направлении, сохраняя все действия и даже отменяя их.

Во-вторых, это хранение стандартных данных в любом виде, в каком они только могут быть. Цифры, коды, шифры, языки - значения не имеет. Причем, также не имеет значения в виде чего такие данные предстают перед нашим восприятием в осознанном сне. то есть, мы можем их видеть написанными на бумаге, можем на экране монитора, можем в любом другом виде, в котором можно разобрать смысл или воспроизвести его каким либо образом, то есть это может быть даже хранилище информации в привычном нам виде карт памяти или даже компьютеров. Дело в том, что при оперировании цифровым языкам в этом состоянии, будет совсем не обязательно руководится привычным их видом на двухмерном экране монитора, в силу того, что там мир многомерный, и он потребует совсем иного программного обеспечения, при котором стандартные функции ПК могут существенно видоизмениться.

Что касается применения и хранения информации, то тут можно представить несколько примеров, суть действия которых позволяет понять масштабы рациональности такого явления. К примеру, во время Майнднет-совещания или презентации, необходимо воспроизвести проект строящегося дома, который на протяжении энного времени создавала группа архитекторов и инженеров. В отличие от привычных методов презентации, лучший вид которых на настоящее время представляет мультимедейный, ограниченный в двухмерных плоскостях, майнднет-презентация позволит не только с легкостью воспроизвести созданный макет дома в натуральную величину и в таком виде, как будто он уже построен, но и позволит участникам совещания пройтись по нему и рассмотреть все в деталях, наглядно определив преимущества и недостатки проекта, находясь у себя в разных кабинетах или даже дома.

Это свойство может приносить пользу во всех возможных случаях хранения информации. К примеру, если нужно сохранить пароли, проблема чего возрастает с распространением любой глобальной сети, когда вопрос сохранения информации о пользователе становится все более болезненным, то это можно сделать очень удобным, в отличие от настоящего времени, способом. Можно сохранить их в наиболее приемлемом для восприятия виде (надпись на бумаге или чем другом, объект который может их напомнить и многое другое).

Другой пример, если бухгалтеру во время того же Майнднет-совещания нужно, допустим, передать квартальный отчет своему начальнику, то для этого можно будет использовать любую форму, начиная от древних листов бумажных форм отчета и заканчивая приятного видом ярлыком в виде любого предмета, который будет автоматически иметь связь с прикрепленными к нему данными в компьютерной программе. Может возникнуть вопрос, что все это не имеет смысла, так как и сейчас можно передать диск или просто отправить по электронной почте, однако речь идет о Майнднет-совещании, которое могло происходить при условии, что все собравшиеся находятся в удаленных друг от друга местах, а прямая передача информации из рук в руки может позволить оперировать ей в текущий момент.

Даже на поверхностный взгляд видно, что эта особенность существования Майнднета не только представляет из себя множество полезных форм применения в различных направлениях человеческой жизни, но и само по себе очень интересное и любопытное. Поскольку свойства внешней памяти позволят многократно увеличить ресурсы запоминающейся информации, давая возможность зачастую хранить ее в натуральном виде вне зависимости от масштаба, это двигает продуктивность мышления человека на иной уровень, что весьма интересно в сложившейся ситуации, поскольку Майнднет подразумевает и множество иных неординарных полезностью свойств. А если это все вместе будет существовать, то какого прогресса можно достичь используя сразу все эти возможности?!

Можно думать о действительном частичном переходе человечества на иной уровень существования, в иной мир с иными возможностями для физического существования вне его. Кажется, что настоящий мир, настоящий лес, настоящее солнце и настоящую воду не заменит ничто, так как это самое естественное и необходимое, однако уже сейчас самая продвинутая часть человечества едва ли представляет свое существования без компьютерных технологий и возможностей. Майнднет позволит их преумножить. Однако, следуя правилу природы иметь во всем меру даже на бессознательном уровне и следуя строю социального существования, когда при самом лучшем исходе такие технологии будут доступны не всем на этой планете — ничего с человечеством плохого не случится и оно всегда будет понимать ценность и повседневной реальности и другой, в каком бы она мире не находилась и какими бы удивительными свойствами не обладала.

Существует невероятное множество причин, по которым Майнднет должен существовать, которые с лихвой оправдывают его. Однако внешняя память человека - это одна из тех граней, благодаря одной которой Майнднет уже полностью оправдывает и свое существование и затраченные на него усилия. Только одна она может дать столько возможностей к применению, что охватить сразу все нюансы этого момента просто невозможно.

Подобная возможность рационализации человеческого мышления через многократное увеличение ресурсов памяти и воспроизводства ее содержимого, человечество может быть похоже на своего рода симбиоз живого существа и компьютерных технологий, которому не подходит не одно из ныне существующих определений. Вроде бы и не полу робот и не робот, тем более, и не киборг, и ничто другое. Ведь в этом состоянии не происходит прямого слияния живой плоти и неживых технологий, происходит только их взаимодействие, никоем образом не затрагивающее здоровье человека, если не считать возможных проблем с самим существованием системы Майнднета, когда методы считывания и навязывания информации могут обладать определенными недостатками, которым должны будут быть методы противодействия.

Кому-то может показаться, что это может привести к деградации человечества, как совершенно автономного существа, жизнь и функциональные способности которого независимы от каких-либо внешних технологий. Но не видится возможным, что, во-первых, человек может полностью оторваться от физического мира, который поддерживает его существование на должном уровне, а, во-вторых, наоборот, сам Майнднет может привести к эволюции человеческого сознания. Данная его сторона особенно сильно может на это повлиять, ведь наше представление о наших же возможностях зиждется, по большей части, на ресурсах памяти, и если исходить из этого мнения, то окажется, что возможности нашего мышления могут быть многократно приумножены. Считать это деградация не представляется возможным с любой разумной точки зрения.

Границы наших возможностей будут разрушены и зайдут так далеко, что сейчас трудно определить даже их примерную будущую границу, которая столь отдалена и смутна, что кажется несуществующей. Внешняя память, это то, о чем мечтает разумный человек и Майнднет позволит такой мечте осуществиться. Кроме того, он позволяет открыть перед нами совсем иные возможности в воспроизведении памяти, ее полном соответствии в реализации с нашим внутренним представлениям, что не мало важно, ведь и ресурсы стандартной памяти высоки, но очень трудно вытаскивать от туда информацию без искажений, а кому-то этот процесс вообще практически не дается. Поэтому Майнднет не только даст новую память, но и позволит кардинальным образом изменить неэффективное использование заложенное в нас природой.

Урок по теме «Хранение информации», 5 класс

Планируемые образовательные результаты :

предметные – общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;

метапредметные – понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве;

личностные – понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

1) раскрыть суть информационного процесса хранения информации;

2) углубить и систематизировать представления о носителях информации;

3) рассмотреть понятия файла и папки;

4) восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

информация;

действия с информацией;

хранение информации;

память:

    память человечества;

    память человека;

    оперативная (внутренняя) память;

    долговременная (внешняя) память;

носитель информации;

файл;

папка.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация; ПК учащихся, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

    Организационный момент (проверить готовность учащихся к уроку)

Ребята, здравствуйте! Я очень рада вас видеть сегодня на уроке.

    Актуализация знаний

Сейчас ребята я хочу проверить, как хорошо вы помните ранее изученный нами материал. Предлагаю это сделать с помощью игры «Руки вверх – руки вниз». Условия игры такие: на экране будут появляться вопросы, на которые можно ответить если «Да» - поднимаете руки вверх, если «Нет» - руки лежат на парте.

(использовать презентацию «Хранение информации», слайды 2- 10) .

Объявление темы урока.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таким информационным процессом, как хранение информации. Узнаем о многообразии носителей информации, а также поговорим о файлах и папках, в которых хранятся программы и данные на устройствах долговременной памяти.

    Изучение нового материала (слайд 11)

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память – самый первый инструмент хранения информации.

Существует память отдельного человека и память человечества , содержащая все знания, накопленные людьми, которыми мы можем воспользоваться.

Слайд 15. Хранение информации – процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации.

Слайд 16. Звуковую информацию люди изначально передавали с помощью устной речи, например, напевами. Позднее звуковую информацию стали передавать с помощью записи нот. А в 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука – фонограф.

Слайд 17. Например, фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность танцы, жесты, пантомиму и т.д.

Слайд 18. Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию.

Слайд 19. Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочник, энциклопедии и другие носители информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.

Слайд 20. Носителем информации можно назвать любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации. В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы.

Слайд 21. Мы с вами уже знаем, что информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером, называется данными. Так вот данные, а также программы хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа, таблица, рисунок и т.д. Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем. Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Имя файлу придумывает тот, кто его создаёт. Расширение обычно автоматически задаётся программой, в которой вы работаете. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. Расширение от имени отделяется точкой.

На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов. Чтобы не возникало путаницы, файлы по определённым признакам группируют в папки. Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки).

Физкультминутка. Дорогие ребята, а сейчас закройте глаза и представьте себе белый лист, на котором каждый из вас чёрным фломастером выводит своё имя. В конце ставим точку и внимательно на неё смотрим. Точка начинает превращаться в птицу и улетает. И мы с вами летим за этой птицей. Молодцы! Глазки отдохнули, ручки размяли, значит, можем продолжать наш урок.

    Проверка усвоения материала.

Слайд 24. Ребята, давайте с вами подумаем, какие из этих объектов можно отнести к внешней памяти человека или компьютера. (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).

Слайд 25. А сейчас я попрошу вас указать те предметы, которые НЕ являются информационными носителями информации . (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).

Слайд 26. Необходимо составить пары, то есть для каждого примера информации из левого столбика надо подобрать соответствующий носитель информации из правого столбика.

Компьютерный практикум

Сегодня мы с вами научимся создавать файлы и сохранять их в личной папке. Прежде чем приступить к выполнению задания, напоминаю вам, что сначала мы внимательно читаем то, что написано и только потом выполняем. А сейчас займите свои рабочие места, закреплённые за каждым из вас.

    Итог урока. Выставление оценок

    Домашнее задание (слайд 37). § 5 , РТ: № 55, 59, 63, 64, 67.

    Если останется время, то можно выполнить дополнительные задания (слайд 38 и 39).

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

4. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса

§ 5. Хранение информации

Оперативная и долговременная память

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти - «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю ) память человека можно назвать оперативной , потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие носители информации - внешнюю память . Эту память можно назвать долговременной .

В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них.

С давних времён до настоящего времени одним из основных носителей информации остаётся бумага.

Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

  • технология изготовления бумаги достаточно проста и недорога;
  • даже тонкая бумага прочна и долговечна;
  • бумага очень удобна для нанесения на неё знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

Много интересной информации о носителях информации вы сможете узнать, познакомившись с материалами электронного приложения к учебнику.